Вовсе не все ревнители скреп или, конкретно, члены Российского военно-исторического общества убивают и расчленяют своих молодых любовниц. Но скрепы в случившейся в Питере трагедии далеко не случайны.
Духовные скрепы, они же – традиционные ценности, понятие столь же туманное, как духовность или соборность, с которыми они, по-видимому, близки по содержанию. Апологеты этих конструктов обычно включают в них набор положительных качеств, присущих с их точки зрения России и ее народу – коллективизм, взаимопомощь, милосердие и так далее. Насколько в действительности присущ этот синдром нашим согражданам, выражен он у нас больше или меньше, чем у других народов, остается неясным. Более того, любые попытки соотнесения деклараций относительно этих замечательных свойств с реальностью, а тем более сравнений по этим параметрам России с другими странами вызывают у сторонников скреп неподдельную ярость. Это тот случай, когда следует просто верить!
Но во что верить? Содержание многих понятий существенно проясняется, если ориентироваться не на туманные дефиниции, а на поведение тех, кто эти понятия персонифицирует и продвигает. И тогда возникает другая, далеко не такая благостная картина того, что стоит за духовными скрепами и традиционными ценностями.