Траур по погибшим во время крушения Boeing 737 в Иране. Фото: Valentyn Ogirenko / Reuters

Траур по погибшим во время крушения Boeing 737 в Иране. Фото: Valentyn Ogirenko / Reuters

Иран сегодня утром признал, что случайно сбил Boeing 737 «Международных украинских авиалиний», потерпевший катастрофу 8 января под Тегераном. Ранее об этом со ссылкой на спецслужбы уже писали СМИ, об этом говорили главы государств. Случай не единственный, и стоит говорить не только об ответственности за конкретную ракетную атаку, но и вообще об ответственности политиков за военные конфликты в современных условиях.

Ракета

Поначалу власти Ирана отрицали ракетную версию и даже считали ее психологической атакой. По мнению иранских специалистов, у самолета возникли технические неполадки, вызвавшие пожар в двигателе. Тем не менее первые заявления о том, что расследование будет закрытым и Иран сам с ним справится, были позже дезавуированы; Иран будет вести расследование по правилам ICAO, специалисты всех стран, имеющих отношение к самолету, приглашены в Иран. Это Украина (страна регистрации самолета), США (страна-производитель), Швеция и Канада (страны, чьи граждане были на борту).

Совет национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины называл четыре основных версии катастрофы: поражение зенитной ракетой, взрыв двигателя по техническим причинам, столкновение с беспилотным аппаратом, теракт на борту. Президент Зеленский призвал международных партнеров, прежде всего правительства США, Канады и Великобритании, предоставить данные и доказательства, касающиеся катастрофы, в распоряжение комиссии по расследованию причин.

Похоже, под давлением обстоятельств руководство Ирана решило, что запираться не стоит. Военные заявили о человеческой ошибке, президент Рухани принес соболезнования родственникам погибших, пообещал выплатить компенсации и наказать виновных.