
Теодор Шанин. Фото: msses.ru
Теодор Шанин оставил нам гигантское интеллектуальное наследство. Оно охватывает не только исследования крестьянства, но и политическую философию, историческую социологию, эпистемологию, социологию развития и др. Да и просто личную мудрость и жизненный опыт, которыми он щедро делился. Кажется, этот багаж превышает то, что мы способны объять, вместить, поднять. По крайней мере сейчас.
Несогласный Теодор
Но давайте попробуем хотя бы окинуть взглядом оставленное наследство, двигаясь даже не по текстам, а по ключевым идеям Теодора. Ведь наследство работает на приращение капитала наследников, только если они над этим работают. И для начала, чтобы вступить в права, нужна хотя бы элементарная опись.
Иначе наследство, как это очень часто бывает в России, просто разбазаривается втуне. Некому оценить, некому продолжить начатое, и сделанное рассеивается в воздухе, а тем, кто спустя некоторое время задумывается над сходными вопросами, приходится начинать с нуля. Шанин сделал все, чтобы этого не случилось. Но и нам придется постараться. Пока получается не очень. Даже самое элементарное. На сайте МВШСЭН («Шанинка») тексты, беседы и выступления Шанина сейчас не представлены, а личный сайт Теодора сделан давно, «на коленке» и так, что пользоваться им при помощи современных браузеров и операционных систем практически невозможно. Стыд, да и только. Любовь «шанинцев» к Шанину – искренняя, личная и очень глубокая. Теперь надо представить наследие большого человека «городу и миру» в упорядоченном виде. В виде, достойном Шанина.
Он был главным «россиеведом» – в последние полвека он стал основным рассказчиком о том, что, как и почему произошло с Россией в XX веке. Этот рассказ, развернутый в Russian Studies, был нужен прежде всего Западу, ведь и эмигрантская, и советская, и постсоветская наука не могли объяснить на понятном языке нашу «цивилизационную катастрофу». Но нужен и России: Шанин открывал ее для нее самой. Он показал, что главным событием XX века в нашей стране стало уничтожение крестьянства. То есть, по сути, уничтожение старой России ради прогресса, ради построения новой цивилизации. Это и было преступлением №1.
Спасибо за текст и светлую память Шанина! Наследие большое и светлое.
Наследие Шанина огромно, как и масштаб его личности. Для меня в нем самое важное - терпимость к разнообразию идей. Большевисткая приверженность к единомыслию, в его крайнем проявлении "кто не с нами, тот против нас", приводит и к разобщенности оппозиции, чем власти умело пользуются. Толерантность к взглядам оппонентoв у нас считается признаком слабости, а страсть к наклеиванию ярлыков неизбывная. Умение слушать других - большая редкость, а манера вести дискуссии часто сводится к одному аргументу - "сам дурак". Очень понятна горечь, которую испытывал Шанин, видя положение наших ветеранов. После первой поездки в Германию, встретив там бывших солдат вермахта, спрашивала у родителей - так кто же победил в войне? Вопрос риторический, ответ известен - власти победили собственный народ и обращаются с ним как оккупанты. А у народа развился стокгольмский синдром.
Прочел вывод Шанина, что "главным событием XX века в нашей стране стало уничтожение крестьянства. То есть, по сути, уничтожение старой России ради прогресса, ради построения новой цивилизации. Это и было преступлением №1", с которым абсолютно согласен и вспомнил детские годы. Оно прошло на Северном Урале, туда ссылали раскулаченных. Там нашли смерть их маленькие дети: до 3-х лет вымерли практически все.
В детском саду, мы любили говорить четное ленинское, честное сталинское. Когда мама это услышала от меня, она сказала, чтобы никогда таких слов больше не гворил. А потом сказала, как-то обращаясь даже не ко мне, а размышляя вслух, что Ленин может быть и хотел что-то хорошее сделать, но Сталин - преступник. Это было примерно в 1955 или 1956 году.
Потом, когда в школе мы изучали индустриализацию и коллективизацию. Мама сказала мне, что коллективизация была самым страшным преступлением, совершенным в стране, в ходе которого было уничтожено крестьянство. Запомнил это на всю жизнь. Сегодня прочел, что также считал Шанин.
И, конечно, он был прав, когда опасался попыток решить сложную проблему выхода из руин социализма путем предложения простых решений. Сам был сторонником рынка, но чувствовал фальш в речах огромного числа людей, певших оду капитализму, среди которых оказалось много вчерашних комсомольских активистов. На смену развитому социализму с не совсем человеческим лицом к нам пришел дикий капитализм с нечеловеческим лицом. Самое печальное, что следом идет оправдание сталинщины и возвращение кондовой пропаганды.
Спасибо за комментарий. Эта статья очень сильно растрогала меня.