Теодор Шанин оставил нам гигантское интеллектуальное наследство. Оно охватывает не только исследования крестьянства, но и политическую философию, историческую социологию, эпистемологию, социологию развития и др. Да и просто личную мудрость и жизненный опыт, которыми он щедро делился. Кажется, этот багаж превышает то, что мы способны объять, вместить, поднять. По крайней мере сейчас.
Несогласный Теодор
Но давайте попробуем хотя бы окинуть взглядом оставленное наследство, двигаясь даже не по текстам, а по ключевым идеям Теодора. Ведь наследство работает на приращение капитала наследников, только если они над этим работают. И для начала, чтобы вступить в права, нужна хотя бы элементарная опись.
Иначе наследство, как это очень часто бывает в России, просто разбазаривается втуне. Некому оценить, некому продолжить начатое, и сделанное рассеивается в воздухе, а тем, кто спустя некоторое время задумывается над сходными вопросами, приходится начинать с нуля. Шанин сделал все, чтобы этого не случилось. Но и нам придется постараться. Пока получается не очень. Даже самое элементарное. На сайте МВШСЭН («Шанинка») тексты, беседы и выступления Шанина сейчас не представлены, а личный сайт Теодора сделан давно, «на коленке» и так, что пользоваться им при помощи современных браузеров и операционных систем практически невозможно. Стыд, да и только. Любовь «шанинцев» к Шанину – искренняя, личная и очень глубокая. Теперь надо представить наследие большого человека «городу и миру» в упорядоченном виде. В виде, достойном Шанина.
Он был главным «россиеведом» – в последние полвека он стал основным рассказчиком о том, что, как и почему произошло с Россией в XX веке. Этот рассказ, развернутый в Russian Studies, был нужен прежде всего Западу, ведь и эмигрантская, и советская, и постсоветская наука не могли объяснить на понятном языке нашу «цивилизационную катастрофу». Но нужен и России: Шанин открывал ее для нее самой. Он показал, что главным событием XX века в нашей стране стало уничтожение крестьянства. То есть, по сути, уничтожение старой России ради прогресса, ради построения новой цивилизации. Это и было преступлением №1.