Книга историка Романа Почекаева «Российский фактор правового развития Средней Азиии в 1717–1917 гг. Юридические аспекты фронтирной модернизации» (вышла в Издательском доме НИУ ВШЭ) – одна из тех добросовестных академических работ, позволяющих различить отголоски далекого прошлого в современных событиях. Средне-Азиатский регион долгое время рассматривался Россией лишь как «перевалочный пункт» для торговли со «сказочной» Индией. Ближе к середине XVIII века пришло осознание перспектив самой Средней Азии с точки зрения коммерческого потенциала региона, но недооцененной осталась гордость тамошних монархов, которые не желали предоставлять русским никаких преференций. Как отмечает автор, «враждебные действия среднеазиатских ханов против русских торговцев и даже дипломатов заставили имперскую администрацию прибегнуть к экономическим санкциям». Но те в итоге не имели успеха.

Тема экономических санкций, столь актуальная в последнее время, включает ряд аспектов, среди которых и такие, как их правовое оформление, а главное – степень эффективности. Сами санкции весьма давнее изобретение, известное еще в древности и Средневековье, и уже тогда их использование создавало проблемы для взаимоотношения властей и представителей экономического сообщества, а эффективность оценивалась весьма противоречиво. Тем не менее и в дальнейшем этот инструмент разрешения международных споров использовался разными государствами в разных обстоятельствах.

Подобные меры были вполне в духе взаимоотношений тюрко-монгольских правителей еще в эпоху Средневековья: ради решения политических проблем потомки Чингисхана нередко задерживали или даже грабили иностранных купцов. Русские власти вполне могли знать о подобных эпизодах, поскольку многие из них были связаны с Золотой Ордой и русско-ордынскими отношениями. Можно вспомнить, например, как страдали золотоордынские купцы в Иране и, соответственно, персидские купцы в Улусе Джучи во время войны Берке, хана Золотой Орды, и его двоюродного брата Хулагу, ильхана Ирана, в середине XIII века. Как золотоордынский же хан Джанибек в результате конфликта 1340-х годов с итальянскими торговыми колониями Причерноморья арестовал венецианских купцов в Орде, а затем на несколько лет запретил итальянцам приезжать в его владения для торговли. Как золотоордынские ханы Арабшах и Токтамыш в 1370–1380-е годы арестовывали русских купцов перед своими походами на русские земли и т.д.

В России опыт использования экономических рычагов воздействия как на собственных кочевых подданных, так и на иностранные государства в первой половине XVIII века был неоднократно опробован. Поэтому неудивительно, что экономические санкции применялись и в качестве инструмента правовой политики Российской империи в отношении Хивинского ханства. Проанализируем три известных примера таких санкций.

Первый из рассматриваемых нами примеров датирован 1754 годом. К этому времени русско-хивинские отношения складывались весьма противоречиво. С одной стороны, в воспоминаниях хивинцев еще была жива память об экспедиции князя Александра Бековича-Черкасского, отряд которого в 1717 году вступил в пределы Хивинского ханства по приказанию Петра I и был полностью уничтожен хивинцами, посчитавшими его действия попыткой присоединения Хивы к России. Несмотря на предпринятые впоследствии взаимные попытки российских и хивинских властей восстановить отношения, их уровень оставался весьма неудовлетворительным для обеих сторон, которые неоднократно предъявляли претензии друг другу.