Памяти Александра Тимофеевского.
Коронавирусный карантин вернул Россию в мир, моментально сделал ее вновь его частью, и если не свел на нет, то сдвинул на глухую периферию все существовавшие до этой весны противоречия. Навязшие в зубах параллели со Второй мировой войной (уже даже Путин не решается, перешел на печенегов) уместны как никогда — последний раз такое было в сорок первом году, когда за несколько часов 22 июня уникальная в мировых масштабах диктатура превратилась вдруг в одну из множества европейских держав, испытавших на себе гитлеровскую агрессию. Во Франции или Польше не было ни коллективизации, ни Гулага, но война, пусть на время, сгладила эту разницу — отечественную ненормальность поглотила ненормальность общемировая, и даже люди с синими околышами фуражек, никак при этом не меняясь, стали вдруг частью всемирного фронта в противостоянии добра и зла, и ад тридцать седьмого года в тогдашнем общемировом контексте сделался почти объясним — в самом деле, все ведь видели Францию или Норвегию, в которых потенциальных изменников заблаговременно не зачистили, и это дало о себе знать, когда пришли немцы. Отечественное зло вдруг стало частью всемирного добра, и кому какое дело, что оно так и осталось злом?
Сейчас даже не скажешь, что история повторяется в виде фарса — просто повторяется. Россия вернулась в мир, и российский карантин — не более чем элемент общемирового карантина, и российская полицейщина — не более чем часть большого полицейского интернационала. Те люди в форме, которые гоняли «Иисуса Воробьева» по Патриаршим — никак не изменившись в сравнении с собой позавчерашними, они вдруг стали понятны в любой стране без перевода. Российский полицейский ловит нарушителя карантина в России, а в Америке тем же самым занят американский коп, а в Италии итальянский, а в Синьцзяне китайский. Мир един, хотя интуитивно можно догадаться, что между синьцзянским надзирателем и европейским полицейским какая-то разница есть. Лондонский мэр и его московский коллега одними и теми же словами просят горожан не спускаться в метро, и как тут разглядеть разницу между мэрами?
Все эксклюзивные особенности российского государства ушли в тень всемирного карантинного однообразия. День опричника наступает как будто везде. Как боялись когда-то, что Путин закроет границы — теперь, когда их позакрывали все, Россия на общем фоне выглядит нормально, и даже не скажешь, сбылся тот прежний страх или просто совпало. Ждали и цифрового Гулага, редкие публикации о синьцзянской тоталитарной утопии читались как предостережение о возможном российском будущем, и как постепенно в давно привычные сюжеты с разгонами митингов и ловлей активистов вторгался этот киберпанк с уличными камерами и системами распознавания лиц — теперь, когда киберполицейщина совершает триумфальный прорыв, она на слишком многих производит впечатление всего лишь забавного и интересного эксперимента. Ха-ха, какой-то шутник сумел получить QR-код, указав в качестве домашнего адреса «жопу». Скоро, может быть, вернется к нам и человек-яйцо, который «просто гулял» в те времена, когда самые остроумные активисты искали грань между запрещенным митингом и легальной прогулкой — старшее поколение должно помнить и «прогулки за батоном», и «прогулки писателей», и каким бы пошлым и глупым ни был тот карнавал начала десятых, это все-таки существенный факт, о котором стоит не забывать: в отличие от любой другой, российская традиция борьбы с прогулками выходит далеко за пределы коронавирусной истории, и сейчас по эпидемиологическим причинам москвичам запрещают гулять буквально те же люди, которые еще вчера запрещали то же самое, но по причинам политическим.
Речь, разумеется, не о том, что высшим проявлением свободы личности сейчас было бы пренебрежение карантинными нормами и массовый выход на улицу. Но странно было бы не отдавать себе отчета в том, что людей сейчас запирают дома те же самые люди, которые и безо всякого коронавируса с удовольствием бы всех заперли. Часть российского общества ждала наступления власти на гражданские свободы последние лет двадцать, но вряд ли кто-то мог думать, что самый масштабный с раннесоветских времен отъем свобод произойдет так буднично, в рабочем порядке, мало того что не встречая протестов, так еще и под аплодисменты в том числе даже критиков власти, а общественное порицание нарушителей, будь то шашлычники или верующие, впервые за десятилетия станет буквально общенародным делом — да, государственные аниматоры тоже работают, но в их услугах впервые нет нужды, люди сами с удовольствием будут разоблачать тех, кто вышел без разрешения, это консенсус.
Поведение власти традиционно бестактно. О народе как о досадной помехе она никогда не говорила так открыто и так навязчиво, но тут большого открытия нет — что мы, не знаем, что ли, российскую власть? Даже когда она совсем срывается на тон «ты огорчил герра коменданта», именно сейчас ее можно оправдать — впервые за десятилетия (вот чуть ли не, опять же, впервые с 1945 года) цель у власти бесспорно благая. Но почему-то для слишком многих, кажется даже, что для всех, бесспорность цели отменяет любые вопросы о средствах, а такие вещи нужно проговаривать открытым текстом: бывает, что со злом вынужден сражаться и злодей, и злодеем от этого он быть не перестанет. Ограничение свободы честных граждан — зло, которое остается злом, даже если творится во имя добра. Слежка за людьми — зло. Ложь — зло. Цензура — зло. Советская ненависть к обывателю — зло. Творя сегодня зло во имя добра, любой российский чиновник и любой российский силовик не имеет права забывать о том, что он творит зло, и гражданин, чьей гражданской ответственностью и обязанностью в эти жуткие дни стала покорность, не имеет права забывать, что покорность не может быть естественным состоянием гражданина, и та жизнь, которая началась сейчас — ненормальна и унизительна. Да, никто не предложил альтернативу сделке «свобода в обмен на здоровье». Скорее всего, такой альтернативы просто нет. Но, по крайней мере, не нужно прятаться от того, что эта сделка именно такова. Если для власти это всего лишь стресс-тест, то для гражданина — беспрецедентное надругательство над основами его бытия. Наивно было бы просить власть быть сейчас более ответственной, милосердной и честной — нет, конечно, такой она не будет никогда, но пусть и она подумает о том, как этот трагический период скажется на будущих ее отношениях с гражданами, и не выйдет ли так, что не подвиг врачей, и не спасение от голода (которое, кстати, гарантировано ли?), а вот эти унизительные QR-коды и публичное хамство про «особо одаренных» останутся в народной памяти как главное, что происходило этой весной. Мы знаем, что от нас сейчас требуется мыть руки, не трогать лицо и сидеть дома. Но стоит поставить через запятую кое-что не менее важное — не забывать, что достоинство человека остается неотъемлемой ценностью в любом аду, и что свобода ненамного менее ценна, чем жизнь, и прямо сейчас беспрецедентную жертву приносит не только валящийся с ног на своей работе врач, но и любой человек, запертый дома, и уважать этого человека — долг власти, о котором она очень зря не думает.
Да, абсолютно точно схвачено. И дилема, и неимоверно лёгкое отречение западных демократических от ряда своих базисных, незыблемых устоев. Не в том смысле, что решение было неверным, а в том, с какой лёгкостью и Selbstverständlichkeit - "самосабойразумеющестностью" - оно было принято. Это вселяет большое беспокойство. Кашин выполняет тут главную задачу интеллектуала - ставить перед нами зеркало, звонить в колокол. В последнем абзаце квинтэссенция проблемы абсолютно точно схвачена, выражена. Я всё никак не мог для себя сформулировать, а тут - кристально: Зло остаётся злом, даже если творится во имя добра. И творя это зло, государство не в праве ни на минуту забывать, что творит именно зло.
Я хотел бы, чтобы власть имущим западных стран кто-нибудь, на чьё мнение они обращают внимание, сформулировал нечто похожее. Российских-то даже глас с небес не заставит задуматься - только попусту бисер тратить.
Российский полицейский сажает на бутылку советского шампанского в России, а в Америке американский коп сажает на бутылку бурбона, а в Италии итальянский на спуманте, а в Синьцзяне китайский на настойку с ящерицей. Ага..ага.. везде все так..
Грабитель пырнул ножом свою жертву.
Хирург разрезал живот пациенту чтобы удалить аппендикс.
В обоих случаях происходит одно и то же. Один человек разрезает другому живот ножом.
По-вашему это одно и то же?
Разница между московским мэром и лондонским такая же как между грабителем и хирургом.
"и гражданин, чьей гражданской ответственностью и обязанностью в эти жуткие дни стала покорность, не имеет права забывать, что покорность не может быть естественным состоянием гражданина" Я бы покорность заменил на попкорность, станет и точнее и веселее.
Краткий пересказ
Зло (российская власть) выступила во Вторую Мировую на стороне добра и победила Гитлера, сейчас тоже руками зла может сотвориться добро, но не надо забывать, что российская власть не перестает от этого быть злом
---
во вторую мировую российская сторона не выступала на стороне добра, кроме того, что этой стороны нет, так власть, в лице сталина, который "самоизолировался" на дачу, стала причиной гибели миллионов людей
про изначальные побуждения сталина лучше вообще не говорить, он видел скопление войск у своей страны, смеялся над разведкой и был уверен, что Гитлер не нападет
это пример паранойи трусости и ничтожества
как власть могла выступить на стороне добра? как в контексте отношения к своему населению, так и к гитлеру, я уверен, тому есть свидетельства, что между гитлером и сталиным было общение личного характера, вроде телеграмм, которые, конечно, он первым делом уничтожил при первой возможности, и именно этим объясняются первые недели и месяцы войны - Сталин был уверен, что Гитлер нападет на Англию, а войска у его границ - маневры, на которые лучно Гитлер просил не реагировать
---
Абсолютное большинство конформистов всегда на стороне власти, в Германии, Румынии после Чаушеску(как примеры)никакой люстрации и раскаяния среди тех, кто был причастен к режиму не случились, доходило до смешного. Люди - конформисты, если сегодня власть у Чаушеску - они за него, завтра его расстреляли - они уже против него, просто потому, а ожидать что они сами себя люстрируют - глупо
--
Кашин ставит себя, как диссидент, на сторону меньшинства и угнетаемых властью, для которых власть всегда зло, что в СССР, что Путина
--
большинство поддерживало российскую власть во время СССР и не считало ее злом, большинство поддерживало российскую власть во время Путина и не считало ее злом, точно так же, когда власть уйдет из их рук, а это может случиться буквально за дни, скорей всего окажется, что все те, кто вчера были искренними сторонниками власти изменят свое отношение к Путину на противоположное, и не потому, что власть Путина - зло, а они на стороне добра
---
В общем, абсолютное большинство всегда конформисты, диссиденты - меньшинство, нет никакого добра, на стороне которого выступает или не выступает зло
а Кашин выглядит как mooduck примеряя на себя образ диссидента
"впервые за десятилетия (вот чуть ли не, опять же, впервые с 1945 года) цель у власти бесспорно благая." Цель у власти одна - сохранить власть, а то что Кашин называет целью - это лишь средство.
зачастую, после чтения статьи Кашина, у меня в голове бывает каша))
То есть, порицаешь мудаков, прущихся на шашлыки после двухнедельной информационной волны из каждого утюга о том, что вирус передаётся воздушно-капельным путём и при близком контакте, то ты потакаешь Власти?
Порицаешь мудаков, настаивающих в необходимости участия в массовом исполнении ритуала, несмотря на двухмесячную информационную волну из каждого утюга о том, что вирус очень опасен, высокосмертен, передаётся воздушно-капельным путём, при близком контакте и катастрофическую ежедневную статистику заболевших, то ты потакаешь Власти?
Ну ок.
И если в первом случае ещё можно было списать действия любителей свинины и пива на невнятность "выходных" дней (люди ж как дети малые, лет до 3-х: сказали выходные, значит на шашлыки - ненуачотакова, Путин разрешил), то непреодолимое желание русских людей (православный значит русский, вы же помните) массово собираться в небольших и плохо проветриваемых помещениях чем можно объяснить? А, да, знаю, беспрецедентным надругательством над основами их бытия, противостоянием Злу!
[Переслано из Движение Сорок Сороков]
Сатанисты всего мира, используя коронавирус пошли в атаку на Православную Церковь.
Вот истинная цель всей этой истерики!
Ну хорошо, граждане, православные любители шашлыков, у вас свобода воли и мы обязаны её уважать, но тогда уж и вы, будьте добры, возьмите на себя обязанность в случае болезни своей и своих родных не нагружать врачей и больницы, оставайтесь дома: попустил Господь, значит примите со смирением тяжкое испытание; выжил - истинно верующий, нет - за грехи твои тяжкие.
Легко написать "Ограничение свободы честных граждан – зло, которое остается злом, даже если творится во имя добра." А что, красиво звучит, со злом, опять же автор борется, забывая правда о том, что свободным человека делает понимание того, что и как он делает, а свобода есть в том числе и ответственность перед другими за свои действия.
Граждане, сидите дома!
А может и ментов, ломающих людей не за что в автозак, за то что им слово поперек сказали тоже дома оставить? От них в этом состоянии зла все меньше будет, и от собянина - мудака, пилящего тем временем бабло на своей поганой плитке. Передергивать не нужно здесь. Я не боюсь полицейского в нью-йорке или в италии, так как знаю что он не будет беспределом заниматься, а сделает мне только замечание даже в карантин и мне выпишут штраф, пусть и нехилый, и я его оплачу. Наши же отродья сперва тебя изобьют, унизят и засунут в автозак, если слово против скажешь, затем начнут брать на понт что светит уголовка и вымогать деньги, и только если ты все это стойко выдержишь, уже выпишут тебе говенный штраф в 50 евро, но показав тебе что ты здесь ничто и будешь никем всегда. Потому что срань - судья всегда на стороне ментов. Внимание вопрос - когда все это с вирусом этим кончится думаете собянин и выше него не оставят надежд повторить то же самое уже без вируса? Как там - "можем повторить?". Человек в погонах ладно бы был терминалом по приему денег - он еще и опасное животное, которое в стране с именем россия практически безнаказан, если правильно лижет своему начальству.
P.S. По поводу шашлыков. Не приходит в голову что в первые дни это все было сделано специально без санкций, в качестве провокации, чтобы потом используя поведение нашего народа как основание взять и завернуть гайки?
Я, честно говоря, не очень понял, при чём здесь менты и автозак? Я где-то написал, что нужно оправдывать ментов, сажающих людей в автозак за выражение протеста? И почему нужно приравнивать поедание шашлыков к протесту? Я написал о том, что по-настоящему свободный человек, осознает, что он делает, как это отражается на окружающих и, главное, несёт за свой выбор ответственность. А вот это вот философствование про Добро во имя Зла и Зло во имя Добра это так, набор знаков для необходимого объёма статьи.
Этих людей, что, мент на шашлыки выгонял? Их что, кровавый Путин пасху во время эпидемии отмечать гонит? То есть вы считаете, что они дети 3-х летние и им нужен Отец-командир, ведущий их в светлое будущее и говорящий им, что можно, а что нельзя? Отлично. Вот мы и пришли к единому мнению, что Кашин написал очередной текст с посылом "русские люди никогда ни в чём не виноваты, подвиги они сами совершают, а глупости делать их Власть-Зло заставляет", тем самым унижая всех русских людей, выставляя их неразумными, глупыми, манипулируемыми и безответственными. А ещё националистом себя считает.
Вот оно что: для выхода из жопы нужно получить QR-код! Только кто его даст?
Так вот же вам QR-код с картинки к тексту, действуйте!
Кашин уже не тот что раньше.
Мир свободы хрупок: вирус это показал. Но история с Иисусом на Патриарших показала, что человек в России - никто и звать его - никак. Путин пытается нам доказывать, что за границей еще хуже, что там человека, гуляющего с собакой, полицейские просто застрелили бы, ведь он мог сказать собаке "Фас" или отхлестать поводком. Я уже не говорю о попытке убить пластиковой бутылкой или бумажным стаканчиком. Увы, речам этим не верю.
Огромное число людей и у нас, и на Западе благоразумно и законопослушно, по этой причине добровольно сидит дома. По-моему, стоит рассмотреть степень репрессивности государства в России и за границей по отношению к своему народу и в его готовности помочь тем, кто в этом нуждается.
Мы в России не признаем, что свобода - это осознанная ответственность людей за свое поведение, и воспринимаем свободу как своеволие. Барин может быть своеволен, это допустимо, но раб - никогда, иначе строй рухнет. Поскольку раб мечтает о своеволии, пожалуй, еще большем, чем у барина, свобода недопустима. Не было ее ни при царе, ни при большевиках, вот и сейчас не допускается.
»Мы в России...» - кто «мы»? Ведь в России по сути крепостное право так и не отменено до сих пор. С теми или иными вариациями оно существует по сей день. И принципиальная разница в том, что все те же законопослушные граждане, например, Италии после окончания всего «этого» опять заживут обычной жизнью, что и предполагает обычную «бытовую» ежедневную свободу, а в России к обычной жизни вернутся тоже все те же - не скажу «рабы», но - крепостные, живущие сегодня в условиях произвола силовиков. В 1968 только 7 человек из 300 миллионов продемонстрировали обществу - что это такое, когда ты не чувствуешь себя рабом. Так что не было никакой отмены КП в 1861. Человек прежде всего _в себе_ раба выдавливает, государство здесь не при чем. Государство - сопутствующий антураж всего лишь.
"Мы в России" - это образно обобщенный взгляд большинства людей, который разделяет и власть. считающая, что свобода - это зло. По данным нашей социологии примерно 14% рабами быть перестали. Что касается отмены крепостного рабства в 1861 году, то до 1917 года кое-какие положительные результаты были достигнуты. Да и большевики рабство окончательное ввели только в 1929 году. А так, Лермонтов точно сказал: "К добру и злу постыдно равнодушны, и перед властию презренные рабы".
по существу, все верно сказано. с одной лишь, имхо, оговоркой - государство, таки, при чем - отлавливая, ссылая, сажая и уничтожая самую непокорную, сиречь, свободную, часть общества, оно осуществляет негативный отбор. весь 20-й век в России - это он и есть... понятно, что идивид должен сам выдавливать из себя раба, но, в масштабах общества, это самое государство - очень даже при чем.
А я заметил!
"Все ведь видели Францию или Норвегию, в которых потенциальных изменников заблаговременно не зачистили, и это дало о себе знать, когда пришли немцы."
"Каким бы пошлым и глупым ни был тот карнавал начала десятых, это все-таки существенный факт" (прогулки писателей и проч.).
Да, конечно, сравнение с WWII - это сильно! Вы, Олег, жертвы потом подсчитайте и сравните.
И еще про геноцид народов Беларуси и Швеции ждем выступлений от правозащитников.
Возможно, что в соседней квартире доходного лондонского дома чернокожий Кашенга пишет про "возвращение в мир" его родной Нигерии.
Их объединяет любовь к Кашингу,состояние глубокого отчаяния и презрения к Всесильным Людям Ассоциирующим Себя с Тиранией, сокращенно ВЛАСТь
Я до сих пор глядя на тело в погонах, вижу в нем обычный терминал. И лишь 5% того что он желает помочь. (Краснодарский край)