Цифровизация как технологическая сфера сегодня получает комплиментарные отзывы, а соответствующий сектор экономики, представленный цифровыми компаниями, усиливает свое влияние на власти, бизнес и общества до такой меры, что некоторые аналитики призывают официально принять новые правила игры для мира, учитывающие роль цифровой среды. Первую и Вторую мировые войны принято называть, соответственно, войнами химиков и физиков с точки зрения того, какая часть научного сообщества сыграла основную роль в появлении ключевых технологий военного значения. Если борьба с COVID-19, безусловно, станет войной ученых-медиков, то в борьбе с экономическими последствиями пандемии на соответствующее звание вполне могут претендовать программисты.
Однако возросшая репутация онлайн-решений может в некоторых случаях принести не меньше вреда, чем пользы. Это случится, если общество, сдавая под напором лоббистов, примется использовать цифровые технологии там, где лучше сохранить традиционные нецифровые решения. Речь, в частности, идет об онлайн-образовании, дискуссия о котором началась задолго до пандемии COVID-19. Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов (у НИУ ВШЭ, безусловно, есть значительные преподавательские ресурсы, чтобы занять крупнейшую долю соответствующего рынка) уже несколько лет говорит о преимуществах цифрового обучения и пробует убедить общественность в важности их распространения.