Павел Грудинин. Фото: wikipdeia.org

Павел Грудинин. Фото: wikipdeia.org

Директору подмосковного Совхоза им. Ленина, бывшему кандидату в президенты страны Павлу Грудинину в скором времени, вероятно, придется распрощаться со своим предприятием – Арбитражный суд Московской области постановил взыскать с него миллиард рублей в пользу миноритариев, а поскольку денег таких у него, кажется, нет, взыскание обратят на акции совхоза.

К зданию суда в день решающего заседания пришли сторонники Грудинина – безусловно, если бы речь шла о каком-нибудь другом деле, об очередном безудержном накате государства на гражданского активиста или журналиста, новости о процессе стали бы хитом соцсетей, но этого нет; сторонников никто не разгонял, их в общем даже никто и не заметил, никто не ставит на аватарки «Я/Мы Грудинин», и никто, конечно же, не будет скидываться ему на штраф, тем более что это и не штраф, а возмещение убытков.

Формально перед нами – не понятное любому противостояние гражданина и государства, а, согласно давнему устойчивому выражению, «спор хозяйствующих субъектов». Миноритарные акционеры Совхоза им. Ленина остались недовольны сделкой по обмену двух совхозных участков земли на 48% акций компании «ТТ Девелопмент», Грудинину же и принадлежавшей, – один из этих участков «красный предприниматель» продал IKEA, шведы хотели построить там гипермаркет, но в итоге не смогли как раз из-за судебных разбирательств. Павел Грудинин суды проигрывал, потом выигрывал, снова проигрывал – и теперь областной суд оставил в силе проигрыш.

Но формулировкой про спор субъектов в России плохо получается успокаивать, за ней нередко скрывается нечто большее: и разгон НТВ был таким спором, и дело «ЮКОСа». Павел Грудинин, так или иначе, пока еще политик, а все, что происходит с политиками, автоматически получает политическое измерение. Крупных бизнесменов, решавшихся отправиться в политику не в рядах партии власти, у нас в стране тоже не сказать чтобы очень много, и Грудинин – не просто директор совхоза, это человек, который два года назад пошел на президентские выборы (причем, как говорят, был выдвинут вопреки желанию администрации президента) и занял на них второе место с почти 12% голосов.