Юго-Восточная Азия становится все привлекательнее для россиян с точки зрения бизнес-иммиграции. В одних странах региона можно жить практически на копейки и вести бизнес, а в другие бесполезно приезжать без солидного капитала. Разбираемся, где лучше будет стартапу с российскими корнями, какой бизнес стоит открывать в Индии, Китае, Сингапуре и Гонконге и во что это обойдется.
Индия: долгое развитие бизнеса
Во время пандемии здесь, как и в Китае, не было серьезных проблем с экономикой. Темп роста ВВП в случае, если страна справится с коронакризисом, будет составлять +7% ежегодно: Международный валютный фонд делает ставку на 7,7% в 2021 году. Открывать здесь стоит в первую очередь IT-компанию, если она намерена выходить на международный рынок. Практически все технологии в Индии – иностранные, им здесь рады.
Но есть и нюансы, рассказывает Леонид Башлыков, руководитель департамента международного развития образовательной онлайн-платформы «Учи.ру», присутствующей на азиатских рынках (Индонезия, Вьетнам, Китай, Индия). «Успех выхода на рынок Индии зависит во многом от связей с местными органами власти, некоммерческими организациями, компаниями и лидерами мнений. Новички из других стран не смогут хоть сколько-нибудь продвинуться без рекомендаций. Завоевать доверие и уважение будет сложно – в Индии очень высока конкуренция, в том числе и среди EdTech компаний», – делится он.
По словам Башлыкова, мощная конкуренция обусловлена высоким спросом на дополнительное образование и готовностью потребителей выделять большой бюджет на образовательные продукты. Так, например, индийцы готовы покупать онлайн-продукты за $200–500, в то время как на других рынках такие же продукты стоили бы $50–200.
Сергей Ожегов, генеральный директор компании по разработке средств информационной безопасности и инструментов защиты данных SearchInform, добавляет: «В расчете общего бюджета выхода на рынок нужно планировать два этапа. Первый – это время на “раскачку”, чтобы рынок в принципе узнал о вас. Он занимает около года. Второй этап – это собственно начало продаж. В расчете плановых показателей нужно учитывать, что цикл продаж будет длиннее, чем на родине, где вас все знают. Например, средний цикл сделки для нашей компании на российском рынке – 6 месяцев, за рубежом мы применяем коэффициент 1,5. Оптимистичный план закрытия сделки на новом рынке – 9 месяцев, реалистичный – около года».
На индийском рынке много правовых и юридических аспектов, которые непонятны иностранцу, поэтому стоит нанимать консалтинговое агентство и юриста. Причем сразу нескольких специалистов – доверять одному-единственному релоцировавшиеся не советуют: есть риск обмана.