Ноябрь принес целый ряд кадровых перестановок: поменялись сразу пять министров, остававшихся Михаилу Мишустину в наследство от медведевского кабинета, сменились два губернатора, несколько глав корпораций… Ряд представителей региональной и федеральной номенклатуры взяли в оборот структуры, которые по инерции называют правоохранительными. Карьерные подвижки среди высокопоставленных чиновников сегодня описываются тремя основными опциями: передвинули – задвинули в угол (теплый или холодный) – посадили. Идущая политическая трансформация ускоряет все процессы в российской политике, отчего причины и следствия многих действий и решений становятся гораздо более открыты и оттого циничны.
Обновление состава правительства
Сразу после подписания Владимиром Путиным 6 ноября нового закона о правительстве в кабинете Мишустина сменились пять министров: энергетики; транспорта; природных ресурсов и экологии; ЖКХ и строительства; по развитию Дальнего Востока и Арктики, а также глава Федеральной антимонопольной службы, которая считается влиятельнее многих министерств.
Обстоятельства ухода всех четырех покинувших правительство министров (Александр Козлов лишь поменял министерство) и главы ФАС свидетельствуют о том, что на их места премьер и Кремль нашли более устраивающих кандидатов. В логике кадровых назначений объявление об уходе с поста без одновременного объявления о новом назначении означает увольнение. Тут-то и возникает момент истины – если у министра есть влиятельный покровитель, он может быстро найти для отставника другое место. Так произошло с формально получившим повышение Александром Новаком, которому, как переговорщику с ОПЕК, благоволит Путин. Однако обстоятельства ухода Новака из министерства (недавно арестован его зам и старый друг Анатолий Тихонов) и назначение его преемника «со стороны» свидетельствуют скорее о том, что специально созданная позиция десятого вице-премьера – это утешительный приз. Новак потерял в результате административный и финансовый ресурсы, выиграв отчасти в ресурсе политическом.