Нет ничего странного, удивительного или даже плохого в том, что обсуждение американских политиков, выборов и их итогов так популярно в России.
Во-первых, президент США – это не просто глава далекого государства, как президент какой-нибудь Франции, а некоторым образом – начальник планеты, rex mundi. С очень ограниченными реальными возможностями, но уж какой есть.
Во-вторых, всемирное значение президента США связано не столько с престижем этого поста или какими-то принятыми гражданами всего мира решениями, сколько с американской экономикой, которая все еще остается первой в мире. Американские деньги, американские фирмы, колоссальный американский рынок, за допуск на который многие готовы поступиться многим, – вот фундамент реального политического величия Америки и влияния ее президента на судьбы мира. Даже транслируемые на весь мир американские ценности – это лишь следствие того, что Америка настолько большая и богатая, что одна из отраслей ее необъятной экономики, изначально созданная для развлечений американской публики, теперь, в нагрузку, развлекает и просвещает целый мир.
Словом, экономическая, информационная и культурная погруженность всего мира в американскую жизнь естественна, как и интерес к тому, кто будет всем этим руководить. Но пока одни ждут от Америки великих свершений, а другие – кровопролитий, она, как персонаж Салтыкова-Щедрина, поглощена поеданием пресловутого чижика.
Жизнь в глобальной провинции
Роль и место России во современном мироустроении, мягко говоря, не центральные. Кроме присвоенного себе (с разрешения, кстати, Америки) титула наследницы СССР и связанной с ним ритуальной роли одной из мировых держав, у России ничего нет. Про грезы об «энергетической империи» и рубле как альтернативной мировой валюте сейчас никто даже не вспоминает, что не удивительно. Территория у России, конечно же, огромная и ядерное оружие есть – но все это никак не делает ее мировой державой в современном понимании. Потому что рынок у нас маленький и небогатый, да и население меньше, чем во многих других странах. Более того, значительная часть наших сограждан и в смысле платежеспособности немногим интереснее мировой экономике, чем жители бедных и ни на что не претендующих азиатских и африканских стран.
Мы смотрим американские фильмы и сериалы, снятые прежде всего для американской же аудитории, причем через американские стриминговые сервисы, пользуемся продукцией множества американских фирм, копим деньги в американской валюте (если есть что откладывать, конечно). Смартфон или ноутбук у нас может быть какого угодно производства (при этом ничего российского на рынке электроники попросту нет), но о том, кто придумал интернет, нам не устает напоминать лично Владимир Владимирович Путин.