Первый форум независимых депутатов «Муниципальная Россия». Все муниципальные депутаты, которые были на съезде, задержаны. Фото: Максим Стулов / ТАСС

Первый форум независимых депутатов «Муниципальная Россия». Все муниципальные депутаты, которые были на съезде, задержаны. Фото: Максим Стулов / ТАСС

На днях депутат петербургского Законодательного собрания от «Яблока» Борис Вишневский получил ответ из ГУ МВД на свой запрос. Депутата интересовали причины, по которым с 21 по 23 января полиция приходила домой к нескольким «яблочникам», а также журналисту Давиду Френкелю и юристу Варваре Михайловой, зачитывала им предупреждения о недопустимости нарушения статьи 20.2 КоАП (Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования) и требовала расписаться или фиксировала все на видео. «Яблочники» прежде, что называется, «не привлекались».

Так вот, полиция ответила депутату, что основанием для «посещений» стали «списки лиц, причисляющих себя к организациям протестного толка, деятельность которых может способствовать нарушению общественного порядка». Списки поступили из Центра «Э».

Вишневский направил новый запрос начальнику Центра «Э» по поводу «организаций протестного толка», оснований для составления списков, законности происходящего. Правильные вопросы, но почему-то кажется, что ответ депутата не удовлетворит; это будет отписка или ссылка на еще более странные и абсурдные причины таких действий полиции.

«Списки неблагонадежных» – возмущается Борис Вишневский. Это действительно так, и списков этих, очевидно, много, какие-то формальны, какие-то неформальны, какие-то, наверно, секретны. Задержат вас как-нибудь на улице, отвезут в отделение и объявят, что вы находитесь в секретном списке и поэтому должны просидеть 15 суток в СИЗО, например. А если в другом секретном списке – два года в колонии, например. Антиутопии – в жизнь!

Скажем, мы все долго возмущались (и вяло продолжаем) введением статуса иностранного агента и помещением в соответствующий список настоящих правозащитников, профессиональных социологов, ни сном ни духом не касающихся политики благотворительных организаций. Но список (открывается по пустому запросу в поиске) растет, сейчас в нем 76 организаций.

И появился еще список иностранных агентов-СМИ – их там 12, а потом в него еще добавили пять физических лиц; наверное, затем, чтобы мы не удивлялись, как это – быть физлицом-иноагентом? А вот так: смотрите. И закон ведь новый приняли о физлицах-иноагентах, уже без привязки к СМИ.

Есть список нежелательных организаций, за работу в такой уже есть приговор. Этот список небольшой, но зато толкуется расширительно – как показывает практика, отсутствие формальной связи с нежелательной организацией легко преодолевается полицией.

В субботу в Москве полицейские задержали около 200 человек в гостинице «Измайлово» – всех участников форума муниципальных депутатов прямо во время форума. ГУ МВД по Москве придерживалось при этом одновременно двух версий: 1) участники форума не соблюдали санитарно-эпидемиологические правила, нарушая социальную дистанцию, 2) мероприятие организовано нежелательной организацией.