
Плакат, рекламирующий службу по контракту на войне в Украине. Москва
Maksim Konstantinov / Global Look Press
Текущая внешняя политика путинского режима заставила в России многих размежеваться, начиная от родственников, друзей, коллег и заканчивая целыми политическими движениями. Среди них — и левые. Должен ли левый, марксист, поддерживать российскую агрессию против Украины? Вопрос непростой. С одной стороны, Путин обвиняет в создании Украины именно Ленина, с другой стороны —Россия несет в Украину восстановление памятников Ленина и других символов советской эпохи. Складывается впечатление, что российские левые — это верные путинцы. Но как же тогда мировая революция, классовая борьба, борьба с империализмом — и прочая левая повестка? В этих противоречиях в интервью Republic помогал разобраться кандидат политических наук, историк, главред канала «Рабкор», мыслитель левого толка Борис Кагарлицкий (по его просьбе уточняем, что он признан иноагентом по решению Минюста РФ).
«Когда от нас требуют всегда употреблять феминитивы, это не имеет никакого отношения к политике»
— У вас недавно вышла книга «Долгое отступление». Что нового читатель может узнать в ней о левом движении?
— Это продолжение книги «Между классом и дискурсом. Левые интеллектуалы на страже капитализма». Та книга была посвящена интеллектуальным дискуссиям западных левых и, возможно, для российских читателей была не очень интересна, хотя вроде бы имела успех. А в данном случае мне приходится говорить более обобщенно.
Во-первых, в каком состоянии сегодня находится левое движение — в разных его ипостасях, начиная от социал-демократов и заканчивая левыми радикалами. А во-вторых, я прохожусь по основным дискуссиям, начиная от «исторического» блока — дискуссий, которые велись еще в первой половине XX века, и до сего времени. Также я попытался сделать эту книгу такой, чтобы читатели, не владеющие всей тематикой, могли бы получить основательное представление о том, из-за чего левые мыслители и идеологи спорили, вокруг чего объединялись, из-за чего раскалывались — и продолжают это делать до настоящего момента. В этом смысле человеку, который не очень владеет всей проблематикой левых, социалистических, коммунистических движений, полезно прочитать эту книгу и получить суммарное представление.
Кроме того, я даю обзорный список литературы, которым можно будет воспользоваться, чтобы читать дальше и больше. Так что я бы сказал, что у этой книги есть также и образовательный потенциал. И здесь она дополняет мою другую книгу, «Марксизм: не рекомендовано для обучения», которая была написана еще в 90-е годы. Но та книга затрагивала только некоторые осевые дискуссии, которые есть в марксистской традиции и в социологии, опирающейся на Маркса. А в новой книге я пытаюсь сосредоточиться на вопросах политической теории и политических практик. Здесь для меня важно показать связь между теоретической дискуссией и политической практикой.
Борис Кагарлицкий
— Насколько я понимаю, вы констатируете, что левое движение сегодня испытывает кризис и пребывает в некотором дремлющем состоянии, что отражено и в названии книги — «отступление». Однако если спросить у правых, консерваторов, традиционалистов, даже некоторых классических либералов насчет левых, то они скажут, что левые везде все заполонили, захватили сферу культуры, наступил «культурный марксизм», который им всем уже надоел своим абсурдом: чернокожие актеры играют традиционно белых персонажей в голливудских фильмах, феминистки категорически требуют употреблять феминитивы, и все в таком духе. Что скажете на этот счет: левый отличается от левака, а диктатура пролетариата — от диктатуры меньшинств или просто такова эволюция левых взглядов?
— Начнем с того, что политика — это про власть, все остальное — от лукавого, попытка замотать содержание политической борьбы. Власть — это не только государственное управление, но и отношения между людьми, о чем хорошо написал Мишель Фуко, это возможность контроля чьего-либо поведения. В конечном счете власть — это реализация проекта социальных изменений в интересах определенных общественных сил и социальных классов.
В этом смысле о каких-то успехах левых за последние 30–40 лет говорить не приходится. Даже там, где левые формально приходят к власти и формируют правительство, как, например, в странах Латинской Америки, никаких структурных и институциональных изменений не происходит. В лучшем случае происходит перераспределение ресурсов в пользу обездоленных групп населения. Но это никак не меняет природу общества и не делает данные группы менее угнетенными и обездоленными. Да, отчасти это компенсирует их угнетение и обездоленность, но не меняет положение дел в принципе.
В этом смысле левые оказываются, по сути дела, ненужными. Зачем голосовать за партии, призывающие все изменить, если они принципиально ничего не будут менять?
Теперь что касается словесной эквилибристики. Действительно, в каких-то либертарианских или правых кругах «левыми» называют всех тех, кто не является жестким консерватором и традиционалистом. В этом смысле либералы, центристы, даже значительная часть самих правых выглядят «левыми» просто потому, что они не придерживаются системы традиционных ценностей, характерных для XIX века. Все, кто предлагает новые практики, подходы или даже лексику, в их представлении — левые. Условно говоря, какие-нибудь американские сенаторы, которые проводят жесткую рыночную антисоциальную политику, но при этом употребляют феминитивы и иногда говорят красивые слова о правах ЛГБТ-сообщества, это с их точки зрения левые.
Но если вы посмотрите любые исторические и энциклопедические справочники, то вы увидите, что вопрос левых и правых заключается в системе базовых ценностей и классовых интересов. Левые — интернационалисты, выступают за солидарность, за участие трудящихся в принятии решений, за обобществление собственности, социальные права и классовые интересы наемного работника. А правые защищают существующий классовый социальный порядок, иерархию, традицию, то есть против всяких изменений, и защищают тех, кому принадлежит крупная собственность и реальная экономическая власть.
Поэтому разговоры о том, нравится нам гей-сообщество или нет, вообще не имеют никакого отношения к политике. И здесь я ничего против не имею любых сексуальных ориентаций, права любых сексуальных меньшинств должны быть защищены, как и права других людей: на счастье, личную жизнь, карьеру, культуру и так далее.
Или, когда от нас требуют всегда употреблять феминитивы, это тоже не имеет никакого отношения к политике. Подобная практика лишь портит язык, ломает его логику, которая сложилась естественным образом. Если мы увидим, что общество радикально меняется и нам требуются новые слова, то практика речи сама найдет эти новые слова. Например, слово «айтишник» никто специально не изобретал, не требовал его обязательно употреблять, оно возникло само по себе по мере необходимости. А когда требуют употреблять феминитивы, то это говорит о том, что люди пытаются осуществить насилие над языком. И что важно, такое насилие находится в противоречии с базовыми ценностями левого движения, потому что создает те самые отношения иерархии, власти, принуждения, которые нам навязываются. И подчеркну, это ничего общего не имеет с эмансипацией и интересами женщин. Нам слова навязывают не потому, что в итоге женщины будут более свободными, а потому, что это утверждение власти определенной политической группы, ее способности принудить других отказаться от собственного языка.
Так же как и принуждение говорить «афроамериканец» вместо «негр» никак не обеспечивает равные возможности для всех жителей США, независимо от цвета кожи, в плане работы, образования, здравоохранения и так далее.
Подробнее об этом читайте в моей книге «Между классом и дискурсом». Проблема угнетения есть. Но только коверкание языка не только ее не решает, оно препятствует ее решению, создавая ложные дискуссионные темы, которые заменяют реально значимые вопросы, от которых как раз и зависит подлинная, а не виртуальная эмансипация.
Редкий случай, когда не стал читать сию бредятину до конца: не знаю кто спикера назвал "политологом" и с какого перепуга...
Но первые несколько абзацев прочитал, на них и отвечу.
- На вопрос "Кто такие 'левые'?" уже давным-давно есть ответ. Он, правда, самим "левым" не нравится, но от этого не становится менее правдивым: Левые - это те, кто хотят поделить между лентяями и тунеядцами то, что заработали работяги. И никак иначе. Профессор Преображенский в "Собачьем сердце" об этом очень точно высказывался. Нравится это Швондерам-Кагарлицким, или нет...
- Обобществление собственности. СССР ОЧЕНЬ ясно показал к чему это ведет: ОБЩЕЕ - ЗНАЧИТ НИЧЬЁ. Пусть тов. политолух уже окстится.
- Спикер рассуждает что то, или иное не имеет отношения к политологии, но, видимо, в его глазах лингвистика гораздо ближе к политологии, чем фемен-движение или ЛГБТ, да?
Иначе почему политолог начинает рассуждать о судьбах языка и феминитивов в нём? "Айтишник", значит, нормально, а "айтишница" чем хуже? "Барин", видимо, тоже хорошо (особенно когда барин под красными знаменами, с портретом Ленина вместо иконы, а крепостные называются "Колхоз"), а "барыня" чем плоха?
----
Я вот вижу разгул леваков в США, в Калифорнии. Да-да, равенство, братство, протяни бедным руку. В итоге эти самые "бедные" грабят средь бела дня и не боятся, т.к. леваки урезали финансирование полиции и протащили законы, по которым "мелкие" кражи вообще не преследуются. Ну как "мелкие"? Разбили стекло задней двери в машине. Это баксов 300 точно. А если два раза за неделю? И всем пофигу. Поэтому нормальные люди потихоньку перебираются в республиканские "правые" штаты.
----
Насчет "негров" и "афроамериканцев" спикер тоже явно попал пальцем в небо. Вы его вообще где откопали, такого "специалиста"? Пусть приедет в США хотя бы на месяц, поживет, посмотрит как тут насчет "негров" - сильно удивится...
--------
Спасибо, конечно, Репаблику за такую встряску, но хочу напомнить редакторам и корреспондентам, что такой вот ржач хорош один раз, как хорошая шутка. Второй раз уже не прокатит. Иначе все закончится тем, что Репаблик будет на полном серьезе брать интервью и у других "политологов" типа Сергея Маркова, а читатели Репаблика могут и погнать всё это прочь ссаными тряпками (уж извините за мой французский).
Да окститесь вы уже. Тухлые графоманы. Никакой революции не будет. одно и то-же печатаете из года в год. Одни и те-же штампы.
A propos: слово "айтишник" вошло в русский язык естественным образом? Значит, айтишницам место только на кухне?
На самом деле, русифицированные окончания к словам иностранного происхождения часто звучат искусственно. Возможно, удастся достичь согласия считать названия профессий словами общего рода, как и применение гендерно-нейтрального местоимения "они" в единственном числе.
Правильно - a propos.
Спасибо, со мной бывает)
Кто-нибудь, вызовите душнильную полицию.
Типичный российский левый. Все о проблемах - правильно: сырьевое проклятие, социальное неравенство, олигархический беспредел. А что делать - ничего конкретного.
Все не то, да не так. Никакой конкретной программы - до Ленина им как до луны пешком.
А потому и толку от них ни сейчас, ни потом не просматривается.
Понять не могу - кто читает его книжки и зачем?
Много раз все это слышано и пережевано. Скучновато, извините.
Об уровне эксперта я сужу по его высказываниям на тему, в которой я сам компетентен. Я - врач-инфекционист, а также специалист в области клинических исследований.
И вот.
То, что сообщает товарищ мыслитель по поводу пандемии ковида - бредячий бред.
Если коротко и схематично, профилактика инфекционных заболеваний бывает специфическая и неспецифическая. Специфическая - это (в основном) вакцинация, но вакцину против новой инфекции надо создать и доказать ее эффективность, поэтому распространение новой инфекции сначала приходится ограничивать неспецифическими противоэпидемическими мероприятиями (что и было сделано).
Именно частные фарм.компании в короткие сроки разработали новые вакцины и провели клинические исследования, подтверждающие их эффективность.
Вакцинация в итоге остановила пандемию.
Тезис о том, что система здравоохранения должна быть всегда готова к пандемическому уровню заболеваемости, несостоятелен, потому что пандемии бывают раз в сто лет.
Рассуждения о том, что предприятия, находящиеся в гос.собственности, могут быть так же эффективны, как и частные, тоже вызывают у меня сомнения, но тут я не специалист, возможно, товарищ мыслитель и прав.
Что остановило пандемию - вопрос сложный ) Но то, что никакая система здравоохранения не будет десятилетиями содержать тысячи коек и соответствующую инфраструктуру исходя из "а вдруг пандемия?!" - очевидно.
Полжизни прожила в условиях плановой экономики и общенародной собственности на средства производства, бесплатного образования и здравоохранения. Качественное образование и здравоохранение были доступны не всем, советские предприятия были экономически малоэффективны. Искусственно поддерживаемая всеобщая занятость вела к низкой производительности. У наемных работников не было мотивации повышать квалификацию- как бы ни стараться, на зарплате это мало сказывалось при существующей тогда уравниловке.
Всегда хотела спросить у левых мыслителей: что они собираются делать после того, как национализируют олигархические компании? Кто будет управлять этим общественным имуществом? Как будет реинвестироваться прибыль, если таковая возникнет? Кто будет заинтересован в технологических инновациях, если в результате их внедрения трудящиеся потеряют работу? Будут ли эти национализированные предприятия конкурентноспособны на глобальных рынках или их продукция будет распределяться новым Госпланом? Чудовищное социальное неравенство - это исключительно заслуга олигархического капитализма или паразитирующего на достижениях рыночной экономики нового правящего сословия? А если исчезнут частные издательства, что мы читать будем - книги по научному коммунизму?
Вы просто представляете крайние случаи. Например нефть, газ, лес, электростанции и сети, и особо крупные производства оставить в госсобственности или под их управлением. Другие хозяйства отдать в частные руки.
Я согласна с тем, что деятельность частных корпораций надо регулировать, в частности лучше защищать права миноритариев. Однако пример российских госкорпораций как раз показывает, как на их работе и финансовых показателях сказывается вмешательство государства. Госсобственность - не абстрактное понятие, распоряжаться ею будут конкретные люди, и не всегда в интересах государства. Правящий класс просто считает госкомпании своей кормушкой.
Вы о чем? О госсобственности РФ сегодня? Речь шла, как я понял, об устройстве собственности и отношений, модели будущего государства - где тот же правящий класс ограничен, и подконтролен закону. Сегодня же, впрочем как и вчера, что эти "конкретные люди управляющие госсобственностью", что частники олигархи от "нефтекачалки и сохи" мало чем отличаются друг от друга - выкачать, урвать, и вывести. И вся политика и борьба, заключена - кто у кого вырвет кусок пожирнее, и окажется поближе к рычагам власти этого чудо государства.
Коммунизм как умозрительная конструкция уже был реализован в качестве антиутопии в отдельно взятой стране. Капитализм не является идеальным устройством, но он продемонстрировал гибкость, адаптивность, умение учиться и да, уважение к правам меньшинств. Во многом декларируемое, но уже определяемое рамками закона.
Коммунизм в СССР это химера ( попытка совместить несовместимые вещи). А РФ и так живёт в капитализме, вроде как уже 32 года. Из дикого капитализма , он вроде как трансформируется в государственный что ли, так что мы тоже все вкусили прелести разноликого капитализма.