Фото: ИТАР-ТАСС/ Дмитрий Рогулин

Сегодня в 13:00 начнется аукцион по приватизации 75% минус две акции «Первой грузовой компании». На актив претендуют близкий к Путину бизнесмен Геннадий Тимченко, самый богатый россиянин Владимир Лисин и компания «Нефтетранссервис». Стартовая цена – 125,4 млрд руб. Между тем в начале недели стало известно о проекте постановления правительства РФ, разработанного Федеральной службой по тарифам, которое предусматривало чуть ли не обратную национализацию 40% универсальных полувагонов – основы всего грузового вагонного парка. Документ предусматривал передачу вагонов в аренду РЖД по гибкому тарифу. Эксперты заговорили, что мера может отбить у потенциальных покупателей желание бороться за пакет ПГК. Монополия позже заявила, что ей не так важно, сколько парка отдадут – 10% или 40%, а ее цель «вернуть технологию работы обезличенным парком и стабилизировать работу сети». Slon попросил прояснить ситуацию завлабораторией транспортно-логистических систем Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Юрия Щербанина:

В 2011 году произошла полная передача вагонного парка от системы ОАО «РЖД» частным собственникам. Частные собственники – люди прагматичные. Никакие социально необходимые грузы они возить не станут. Заниматься низкорентабельными перевозками они не хотят и не будут никогда.

В том числе возникла серьезная проблема с вывозом угля из угледобывающих регионов – Кузбасса, например, – потребителям. Россия страна холодная, требуется много угля. Частники сказали: «Зачем мы будем возить уголь? Нам это невыгодно». На что им ответили: «У государства нет вагонов, все вагоны у вас». На большом совещании выступил губернатор Кемеровской области Аман Тулеев и очень толково разъяснил, что нет вагонов, некому возить уголь. Но или ты замораживаешь людей, или ждешь, когда заработает рынок. Только когда люди замерзнут, рынок больше никому не нужен будет. И были приняты меры, которые в чистом виде не являются рыночными, чтобы заставить обладателей полувагонов выполнить эту социально значимую задачу. 

О необходимости принятия мер можно было услышать во время встречи председателя правительства [Владимира Путина] с президентом РЖД Владимиром Якуниным. После чего глава монополии срочно отправился в угледобывающие районы и организовал то, что называется «железнодорожные перевозки угля».

И это только один из примеров. Сложная ситуация с вагонным парком характерна не только для угля. В мае возникли проблемы с вывозом древесины. Тогда же, по сообщениям транспортных газет (другие не очень на это обращали внимание), было несколько совещаний в Уральском федеральном округе. Владельцы вагонов не подавали свой подвижной состав под вывоз пустой породы с рудников, шахт. Говорили: «Нам это невыгодно». Тогда многие грузоотправители, по сути, призывали вернуть «старую испытанную систему». Вслух говорилось только, что какие-то вагоны нужно вернуть ОАО «РЖД».

И во времена Советского Союза, и когда вагонами владели МПС [Министерство путей сообщения] и РЖД оборот вагонов составлял 7,3–7,5 суток. В настоящее время оборот вагона составляет от 13 до 15 суток, то есть показатели ухудшились в два раза. Можно, конечно, надувать щеки и говорить про другие показатели, что этот неправильный. Но суть остается прежней: тем же миллионным парком вагонов сейчас перевозится грузов меньше, чем в советские времена.

Проблема не новая, и говорить, что она появилась только сейчас, перед продажей на аукционе акций «Первой грузовой компании», нельзя. Просто некорректно.