Сотовый оператор «Вымпелком» намерен создать свою программу для IP-телефонии, аналогичную Skype. Он не первый выходит на рынок с такой амбициозной заявкой. В свое время появление в арсенале «МегаФона» программы IP-телефонии «Мультифон» не вызвало бурной реакции ни у абонентов, ни у конкурентов. К апрелю 2011 число пользователей, по данным компании, достигло 0,3 млн – не слишком высокий результат, но и не провальный. В «Вымпелкоме», похоже, нашли опыт «МегаФона» позитивным и готовятся выбирать разработчика «аналогичной, только лучше» программы. В отличие от таких глобальных продуктов, как Skype или GTalk, российские «аналоги» не конкурентны на мировом рынке. У разработчиков западных продуктов было достаточно времени, чтобы совершить ошибки, набить шишки и создать, в конце концов, такие сервисы, которыми действительно удобно пользоваться. Конкурировать с продуктами, в которые вложены многие тысячи человеко-часов разработки, можно. Но сложно. Взять хотя бы необходимость написания и поддержки мобильных приложений для всех популярных платформ: Android, iOS, Symbian и Windows Phone. К тому же западным игрокам рынка не приходится каннибализировать свои услуги, так как, например, для Skype VoIP-продукт – основной объект приложения усилий. Российские операторы отдают предпочтение IP-телефонии не от хорошей жизни, а в надежде вернуть себе хотя бы часть трафика и денег, перетекающих к глобальным игрокам. Запуская такие продукты, операторы «большой тройки» стараются развести междугородную и международную телефонию и IP-телефонию. Так они надеются избежать сокращения доходов от этих услуг. Единственное, на что согласны операторы, это помочь абонентам сэкономить в роуминге. Понятно, что продукт, который должен пробраться между Сциллой операторских требований ради сохранения статус-кво и Харибдой абонентских потребностей, то есть получить больше за меньшие деньги (в идеале бесплатно), вряд ли будет близок к идеалу. Например, существенный недочет «Мультифона» сегодня – это неумение российской разработки поддерживать конференц-связь с числом участников до 25 человек. Именно этот функционал обеспечивает для Skype возможность ощутимых заработков на своем продукте. Не хватает российскому продукту и гибкости настроек. Различны цены. В Skype минута вызова на российские номера дороже того, что предлагает «Мультифон» клиентам «Мегафона». Но в Skype есть пакеты вызовов, которые понижают цену минуты, делая использование зарубежной системы выгоднее. Существенна и разница в охвате. Регистрируясь в Skype, любой, кто часто ездит за границу и поддерживает дружеские или деловые контакты с иностранцами, вправе рассчитывать, что найдет в этой сети контакты многих из своих друзей, коллег и партнеров. Залог этому – около 700 млн зарегистрированных в Skype абонентов. «Мультифон» адресован прежде всего абонентам компании в России, говорить о его глобальном характере не приходится вовсе. Далеко не всех волнуют вопросы приватности в области связи, но Skype и российские системы практикуют принципиально разный подход в этой области. Skype использует закрытый код и сложную систему шифрования, что исключает массовое прослушивание даже силовыми структурами. Система IP-телефонии, разработанная российским оператором, напротив, обязана удовлетворять требованиям силовиков, в частности, требованиям к обеспечению СОРМ, то есть, каждый разговор по «Мультифону» может быть записан и прослушан правоохранителями. Не всех пользователей IP-телефонии это устраивает: ведь никогда не знаешь, у кого в итоге окажется расшифрованная копия твоих разговоров. Кроме того, российская разработка использует стандартный открытый код (SIP) – это упрощает разработку сторонних приложений которые могут взаимодействовать с «Мультифоном». Думаю, что IP-сервис «Вымпелкома» будет создан и начнет вяло развиваться. В связи с покупкой ряда зарубежных активов, у компании есть возможность поиграть в создание международного продукта «а-ля Skype». Но поскольку поддерживать этот продукт будет оператор связи, то настоящим серьезным конкурентом для Skype он не станет. Возможна и вялая борьба со Skype, пример которой нам уже показывает «Мегафон» – оператор начал взимать плату за использование Skype со смартфонов, были жалобы на то, что оператор не пропускает SMS, отправленные из Skype-приложений другим абонентам «Мегафон». Впрочем, несмотря на эти мелкие пакости, чтобы добиться существенного роста пользования продуктами собственной разработке операторам необходимо пролоббировать запрет на территории России альтернативных международных IP-звонилок – Skype и GTalk. А это решение лежит уже не столько в плоскости телекома, сколько в плоскости большой политики. Интересно, как теперь поступит МТС. У компании теперь появился выбор. Если МТС присоединятся к инициативе конкурентов, это укрепит успех российских приложений для IP-телефонии. Разумеется, если они будут совместимы. С другой стороны, оператор мог бы сыграть на популярности международного бренда, установив сотрудничество со Skype и договорившись о соответствующих отчислениях. Впрочем, такому варианту развития событий, вероятно, препятствует российское регулирование в области информационной безопасности. Но занимать выжидательную позицию и далее для МТС уже вряд ли возможно. Отсюда напрашивается прогноз – скоро мы услышим и о «звонилке» от МТС.