Фрагмент экспозиции «(Не)подвижность»

Фрагмент экспозиции «(Не)подвижность»

Ирина Колпачникова / Пресс-служба ЦВЗ «Манеж»

Как найти способ показать вещи, имеющие культурное значение, но не всегда обладающие художественным? Это проблема, с которой давно сталкиваются музеи: исторически их функция – собирать и хранить, не вынося оценки, поэтому предметы (и таких большинство) могут годами не покидать запасники. Отечественные музеи, отягощенные травматическим опытом революции, экспроприаций, войн, к такому положению особенно чувствительны, и само хранение в них очень часто преобладает над демонстрацией. Гораздо свободнее залы формата «кунстхалле», к которым относится и петербургский Манеж, и его новая выставка дает очередной ответ на музейный вопрос.

Скульптуры для тик-тока

Русские скульпторы создали много, очень много – вот главное впечатление, которое оставляет экспозиция. 150 скульптур – от изваянного в 1778 году Федотом Шубиным «Портрета П.А. Румянцева-Задунайского» до датированной 1917 годом «Головы скифской девушки» Федора Коненкова – в пространстве двух этажей Манежа поделены условно между пятнадцатью оперными произведениями в их кульминационных фрагментах и приписаны к пяти театрам: Мариинскому с двумя сценами, Михайловскому, Александринскому и Эрмитажному – с фойе, гримеркой, реквизиторской частью и закулисьем, на выставке ставшими для них общими. И поверх больших и маленьких статуй парит уравнивающая все стихия музыки.