Американский ударный беспилотник MQ-9 Reaper. Существует немало способов одурачить "умный" дрон, чтобы тот, например, принял больницу за военную цель

Американский ударный беспилотник MQ-9 Reaper. Существует немало способов одурачить "умный" дрон, чтобы тот, например, принял больницу за военную цель

Фото: U.S. Air Force

«Период существования биологического разума – лишь краткий промежуток между ранними формами жизни и долгой эрой машин», – эта фраза знаменитого британского космолога Мартина Риса служит логичным эпиграфом для книги американского научного журналиста Клиффорда Пиковера «Искусственный интеллект. Иллюстрированная история» (вышла недавно в издательстве Синдбад).

Впрочем, по мысли автора, «долгая эра машин» незаметно началась уже очень давно – по крайней мере, с того момента, как в Древнем Египте была изобретена игра «крестики-нолики» – «атом, на основе которого впоследствии формировались молекулы всё более сложных игр». Или даже еще раньше: жгучий интерес человека к искусственному интеллекту возник едва ли не одновременно с рождением самого человеческого разума; образы «разумных вещей» наполняют культуру на протяжении тысячелетий.

Книга Пиковера имеет подзаголовок «От автоматонов до нейросетей»; в сотне коротких разделов сжато описаны самые яркие достижения «долгой эры машин». Параллельно мы наблюдаем, как меняется отношение человечества к «разумным вещам»: если античные строители автоматонов (подвижных механических устройств, имитирующих живые существа) были поглощены решением чисто технических задач, то сегодня на первый план выходят сложнейшие этические вопросы, связанные с использованием ИИ. Эти вопросы часто окрашены параноидальным страхом перед неизбежным (якобы) «восстанием машин» и грядущим порабощением человечества.

С любезного разрешения издательства мы выбрали для публикации три раздела из финальной части книги. В них рассказывается о достижениях последних лет, когда искусственный интеллект созрел для решения нетривиальных (и подчас весьма опасных) задач.