В конце минувшей недели случились два анекдота. В нынешней России вообще много анекдотов – в смысле былей, реально происходящих абсурдных историй, из которых можно при желании извлечь мораль, а при известном отстранении и посмеяться. Но смеяться уже почти не получается, потому что анекдоты эти имеют все более печальные последствия, да и за смех можно получить взыскание.
Эти истории формально друг с другом не связаны. Но мне кажется, что связь есть.
Печальный анекдот №1. Плоды просвещения
Все уже, наверное, видели: Минпрос выпустил для общественного обсуждения проект постановления правительства «Об утверждении Положения об осуществлении просветительской деятельности». Поправки в закон «Об образовании» были подписаны президентом 5 апреля, заработать он должен с 1 июня. Порядок этой самой просветительской деятельности должно разработать и утвердить правительство. Вот оно и разработало.
Главное в Положении:
- Перечень «направлений» просветительской деятельности, в котором распространение «духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций»; знаний о гражданских правах, свободах и обязанностях; о здоровом образе жизни; популяризация достижений современной науки, техники и культуры, и т.д. и т.п. Даже если ваше «направление» формально не подходит под предлагаемые описания, есть пункт «по иным направлениям, соответствующим целям просветительской деятельности, установленным пунктом 35 статьи 2 Федерального закона “Об образовании”».
- Перечень форм просветительской деятельности: организация презентаций, лекториев; проведение семинаров, мастер-классов, круглых столов, дискуссий; организация размещения или распространения информации, в том числе видео- и аудиоматериалов, в том числе в интернете; создание просветительских интернет-порталов; «иные формы, обеспечивающие достижение целей просветительской деятельности».
- Просветительская деятельность производится на основании договоров об оказании услуг, заключенных субъектами такой деятельности с организациями в сфере образования, науки, культуры.
- Физические лица могут вести просветительскую деятельность, если они совершеннолетние; принимают (принимали) участие в «реализации общественно значимых инициатив» и (или) не менее двух лет уже осуществляли «деятельность, соответствующую направлениям просветительской деятельности, указанным в пункте 2 настоящего Положения»; у них нет судимостей и других ограничений к занятию педагогической деятельностью, предусмотренных статьей 331 Трудового кодекса РФ.
- Юридические лица могут заниматься просвещением, если они не включены в реестр НКО – иноагентов; не имеют задолженностей по налогам; у их сотрудников нет ограничений на занятие педагогической деятельностью.
- Контроль за просветительской деятельностью обеспечивают учредители организаций, которые заключили договоры с субъектами просветительской деятельности.
Ругать проект постановления за идеологию смысла нет – она в законе. Просветительская деятельность должна быть поставлена под контроль государства, чтобы как бы не вышло из нее «цветной революции».
Но порядок, установленный правительством, может быть разным. Например, минимизирующим неудобства для граждан. Бывали случаи, когда подзаконные акты выхолащивали нормы законов, что в случае с идиотскими нормами можно только приветствовать. Профессионалы-бюрократы против неграмотных политиков – это же архетипический сюжет в демократических (и даже не совсем в демократических – например, в России конца 2000-х – начала 2010-х) странах. Ну и во всяком случае хочется, чтобы если не закон, то подзаконный акт был высокого качества, исполнимым. Что здесь?