Ожидаемая продолжительность жизни в России, согласно последним данным, за время пандемии снизилась до 71,1 года. На доковидный уровень (73,3) мы снова выйдем лишь в 2024-м. Подобное снижение ожидаемой продолжительности жизни на фоне коронавируса происходит, конечно и в других странах: в США этот показатель сократился до 77,8 года – крупнейшее падение со времен Второй мировой.
Тем не менее, ожидаемая продолжительность жизни остается важнейшим критерием здоровья общества и состояния национального здравоохранения, и нет сомнений, что она будет глобально расти и дальше. Если какая-то новая катастрофа снова не спутает планы человечества, то у многих сегодняшних детей, подростков и молодых людей в развитых странах есть очень неплохие шансы дожить до ста лет и более.
Но есть и еще один важный критерий – ожидаемая продолжительность здоровой жизни (кстати, по этом показателю Россия находится на последнем месте в Европе). Этот критерий учитывает не только смертность, но и нетрудоспособность, вызванную болезнями и другими проблемами старости. Ведь при всех чудесах современной медицины старость по-прежнему означает нарастающую физическую слабость, когнитивное угасание и почти неизбежную зависимость от близких. И жестокий аргумент о том, что престарелым людям, ставшим обузой для себя и общества, «предпочтительнее скорее умереть» (его выдвигают не только политики, но и многие врачи), возможно, кажется циничным лишь на первый взгляд.
Один из сторонников «своевременной смерти» – известный американский онколог, специалист по биоэтике Иезекииль Эмануэль, проректор Пенсильванского университета и член Консультативного совета президента Байдена по борьбе с COVID-19. Еще в октябре 2014 доктор Эмануэль опубликовал в The Atlantic статью «Почему я надеюсь умереть в 75 лет», вызвавшую огромный общественный резонанс.
Инженеры Хосе Луис Кордейро и Дэвид Вуд, авторы книги «Смерть должна умереть: Наука в борьбе за наше бессмертие» (выходит в июне в издательстве Альпина Паблишер) оптимистически считают, что примерно к 2045 году в мире будет покончено со смертью от естественных причин, а средний возраст человека увеличится до 140 лет, причем мы до самого конца будем сохранять активность и когнитивные способности.
Тем не менее, авторы подробно рассматривают (и обильно цитируют) аргументы доктора Эмануэля и других ученых, считающих, что продление жизни, разумное и желательное на личном уровне, может иметь вредные последствия для общества в целом. С любезного разрешения издательства публикуем отрывок из главы «Сколько стоит?», в котором обсуждаются эти проблемы.