
В июне в издательстве Corpus выходит книга американского психолога и научного журналиста Дэниела Гоулмана «Социальный интеллект. Новая наука о человеческих отношениях». Автор бестселлеров «Эмоциональный интеллект» и «Эмоциональный интеллект в работе» в своей новой работе «приподнимает завесу над нарождающейся наукой» – нейросоциологией, которая «чуть ли не каждый день совершает удивительные открытия в области межличностного взаимодействия».
«Самое фундаментальное открытие этой новой дисциплины состоит в следующем: мы просто созданы, чтобы взаимодействовать… Само устройство нашего мозга делает нас коммуникабельными; стоит нам оказаться поблизости от другого человека, как наш мозг ощущает непреодолимую тягу “подключиться” к его мозгу. Это нейронное подключение заставляет нас воздействовать на мозг – и тем самым на весь организм – всех, с кем мы общаемся, а они, в свою очередь, воздействуют на нас», – пишет он в предисловии к «Социальному интеллекту».
С любезного разрешения издательства публикуем главу, посвященную нейробиологическому изучению многообразия сексуальных желаний людей.
«Оно» по обоюдному согласию
Энн Райс, автор серии нашумевших романов о вампирах («Интервью с вампиром») – а также романов эротических, которые она писала под псевдонимом, – вспоминает, что в детстве у нее были живые садомазохистские фантазии.
Изощренный сюжет одной из самых ранних фантазий вращался вокруг древнегреческих невольничьих рынков, где юношей продавали как сексуальных рабов: гомосексуальное влечение между мужчинами зачаровывало Энн. Повзрослев, она осознала, что ей нравится дружить с гомосексуалами и их культура ей кажется привлекательной.
Из такого материала она и ткала свои произведения. Вампирские романы Райс, щедро сдобренные гомоэротическими линиями, задают тональность романтической вселенной гóтов. А в своих эротических романах она детально изображала садомазохистские практики представителей обоих полов. Хотя подобные сюжеты вряд ли могут понравиться всем, в них нет ничего такого, чего ученые не находили бы в типичных сексуальных фантазиях вполне заурядных людей.
Экстравагантные эротические сцены, в деталях проработанные писательницей, ничуть не «девиантны» в нормативном отношении. Более того, эти сюжеты повторяются в фантазиях мужчин и женщин в каждом проведенном на эту тему исследовании. Одно из них выявило, например, что самые распространенные сексуальные фантазии включают: воспоминания об особо впечатливших сексуальных контактах, занятия любовью со своим партнером или с кем-то другим – часто в романтической обстановке,– оральный секс, примерку ролей агрессивного соблазнителя и, наоборот, принуждаемого к сексуальному подчинению.
Интересный заголовок, интересное начало про мозг, эмпатию и взаимодействие людей... И вдруг большую часть статьи меня пичкают рассказами про нарциссов и насильников :(
Можно отозвать мой просмотр статьи и не платить за нее?
"Самое фундаментальное открытие этой новой дисциплины состоит в следующем: мы просто созданы, чтобы взаимодействовать… Само устройство нашего мозга делает нас коммуникабельными; стоит нам оказаться поблизости от другого человека, как наш мозг ощущает непреодолимую тягу “подключиться” к его мозгу" — ничего себе, вот это открытие! :) Мозг, пользуясь аналогией из сферы IT — это устройство обработки и обмена информацией. Без возможности обмена функционирование устройства, конечно же, ограничено. Потребность в обмене, таким образом, действительно следует из самой природы мозга.
.
Какой-то неоднозначный отрывок. Начал за здравие, кончил за упокой. Сначала автор описывает множество исследований, которые говорят о том, что многообразие проявлений сексуальности нормально и что все эти проявления вполне могут сосуществовать с нравственностью и моралью (в комментарии к недавней статье "Секс и горе" я об этом уже писал). Потом резко и без всякой причины переходит вдруг к сомнительной попытке объяснить сексуальные преступления через навешивание ярлыков типа "нарцисс", связывание их с уровнем тестостерона, с фантазиями преступников. Чем как бы опровергает свою же первую часть, в которой утверждает, что секс и разумность могут сосуществовать.
.
Сведение проблематики сексуальных преступлений к самому факту разрушения "барьера между мыслью и действием" ничего не объясняет, как и развешивание ярлыков. Почему у одних людей этот барьер разрушается, а у других — нет? Прямая корреляция с уровнем тестостерона опровергается самим автором. Значит, дело не в нем. Что и неудивительно. Человек — это не один только тестостерон и не одна только склонность к завышенной самооценке. Человек — это огромный комплекс физических свойств и интерпретаций окружающего мира мозгом, причем и свойства, и интерпретации находятся в перекрестной взаимозависимости. Так что нет оснований предполагать, что весьма сложное поведение с множеством нюансов диктуется каким-то одним свойством или какой-то одной мыслью. Я думаю, что люди совершают преступления (любые, а не только сексуального характера) не из-за неких природных свойств, а из-за непонимания, как им достигнуть желаемого в том социуме, в котором они существуют, не прибегая к преступлениям. Это главный драйвер. При этом порог, при котором человек принимает решение переходить к преступлению, зависит лишь от его воспитания. Если ребенок с малых лет видит, что отец регулярно бьет мать, чтобы что-то от нее получить, порог такого перехода у него будет занижен. Ну и так далее. Обе причины — и драйвер, и низкий порог перехода — социальные, а не физиологические. Физиология здесь как и во многих других подобных случаях играет роль вторичного, сопутствующего фактора. Более агрессивному, более физически сильному человеку физически проще совершить насилие, чем более слабому. Однако, "проще" еще не означает, что он это насилие совершит. Прямой корреляции, повторюсь, тут нет. Отсюда следуют достаточно простые выводы: ключ к борьбе с преступностью — а) демонстрация ненасильственных принципов в семье с самого рождения и б) формирование таких сообществ, где людям не нужно прибегать к преступлениям, чтобы достичь желаемого. Эти же два принципа применимы и к профилактике преступлений среди людей, уже совершивших преступления (как бы ни казалось это странным). А вот маркировка поведенческими клише и ярлыками, как и высчитывание "правильных" и "неправильных" физических свойств может только навредить и преступникам, и их жертвам. В худшем случае — вообще привести к геноциду (что уже неоднократно наблюдалось в истории человечества).
.
Также вызывает вопросы столь строгое деление автором всех отношений на "Я — Ты" и "Я — Оно". Вполне очевидно, что в достаточно разумном человеке "Я — Оно" вполне может существовать внутри "Я — Ты" как элемент той самой фантазии, игры, воплощаемой в реальность при обоюдном согласии. Помимо этого у автора почему-то отсутствует вариант "Оно — Ты", а ведь такая фантазия (когда человек относится к *себе* как к объекту) тоже достаточно распространена. Предложенная автором схема схема годится разве что для демонстрации принципов уважительного отношения к правам друг друга, но можно было бы обойтись и без этого спорного деления, просто называя вещи своими именами.
.
В конце отрывка автор вообще уходит в какой-то эзотеризм с пассажем про "слияние не только тел, но и человеческих сущностей". Оргазм — это сугубо физиологический процесс. "Слияние человеческих сущностей", т.е. максимальное взаимопонимание на интеллектуальном уровне сосуществует вне всякой связи с оргазмом, оно имеет другую природу. Да, взаимопонимание может служить фоном, который усиливает оргазм, но может и не служить. Тут все будет зависеть от того, что с чем сравнивают и в какой момент.
«несмотря на шоу Джерри Спрингера»
“Till next time - take care of yourself. Aaaand each other”