В последнее время вокруг децентрализованных финансов (DeFi) – экосистемы продуктов и услуг на основе технологии блокчейн, заменяющих традиционных финансовых посредников доступным программным обеспечением, много шумихи. А также – неприкрытого скепсиса и путаницы (чего стоит только история об афере с южноафриканской криптоплатформой AfriCrypt). Однако сухие цифры показывают рост не только хайпа: общая стоимость активов, заключенных в DeFi, выросла с примерно $680 млн (январь 2020 года) до $45 млрд (марте 2021-го). Увеличение на 6500% произошло всего за 14 месяцев – неплохой аргумент в пользу DeFi.
Подавляющая часть существующих DeFi-протоколов создана на блокчейне криптовалюты Ethereum, и количество новых неуклонно растет. Децентрализованные приложения (dapps) обрабатывают транзакции и в Bitcoin, однако «эфир» лучше адаптируется к более широкому спектру применений, поэтому разработчики чаще склоняются именно к нему. В первом квартале 2021 года с помощью Ethereum было проведено транзакций на сумму около $1,5 трлн (50% от объема платежей Visa).
Специалисты отмечают, что DeFi основывается на трех основных волнах инноваций в области блокчейна, каждая из которых в самом начале сталкивалась со скептицизмом в свой адрес, а затем продвигалась к признанию и принятию.
Первая волна была определена Bitcoin, созданным в 2009 году, который подарил миру блокчейн. Вторую волну определил Ethereum, запущенный в 2015 году Виталиком Бутериным. В его основе лежала та же распределенная, устойчивая к цензуре архитектура, однако, в отличие от Bitcoin, родной язык программирования «эфира» (Solidity) можно использовать для создания любых приложений, что превращает его в глобально доступный суперкомпьютер.
Третьей волной стал бум первичных размещений монет в 2017 году, профинансировавший ряд значимых проектов, с которых и началось создание децентрализованной финансовой экосистемы. Таким образом DeFi можно назвать четвертой волной, основанной на сочетании предыдущих инноваций.