Издательство Corpus выпускает книгу профессора Массачусетского технологического института Шерри Тёркл «Живым голосом. Зачем в цифровую эру говорить и слушать». В ней она рассказывает о том, как интернет-общение влияет на наши социальные навыки, и предлагает вместе подумать, как нам с этим быть.

С разрешения издательства журнал «Будущее» публикует фрагмент из главы, посвященной дискуссионным вопросам сегодняшнего обучения привыкших к гаджетам студентов: неправильно понятой многозадачности и культуре гипервнимания.

Миф о многозадачности

В наше время многим остро недостает внимания, а в университетских аудиториях его нехватка создает особые проблемы: как‑никак, столько денег, времени и усилий потрачено, чтобы соединить в одной точке именно этих студентов, этого профессора, эти образовательные ресурсы. И все‑таки здесь, как и в других сферах деятельности, если в руках у нас оказывается мобильное устройство, нас манит многозадачность.

В этой ситуации мы идем на поводу у иллюзии. Когда мы считаем, что занимаемся многозадачностью, в реальности наш мозг быстро перескакивает с одного на другое, и качество его работы снижается с каждой новой задачей, которую мы добавляем к уже имеющимся. Многозадачность дает нам нейрохимический «кайф»: нам кажется, что мы действуем все лучше и лучше, хотя на самом деле – все хуже и хуже. Мы уже имели возможность убедиться, что люди, совершающие несколько действий одновременно, не только испытывают трудности с организацией своего времени, но и постепенно «забывают», как считывать эмоции других людей. Учащиеся – к примеру, мои студенты – полагают, что обмен сообщениями во время занятия не мешает им вникать в дискуссию на занятии, но они заблуждаются. Миф о многозадачности – всего лишь миф.