Прикладные исследования на стыке экономической теории и психологии популярны в последнее время. Однако довольно часто они спонсируются коммерческими корпорациям, конечная цель которых — увеличение прибыли. Какую пользу из достижений новой науки можно извлечь для себя, журналу «Будущее» пояснил Матвей Зотов, психолог, чьей сферой профессионального интереса является экономическая психология.
В центре внимания этой дисциплины — психические процессы человека, связанные с производством, распределением, обменом и потреблением товаров и услуг. Иными словами, все то, что люди делают с деньгами, а деньги — с людьми.
— Расскажите о ваших научных интересах.
— Формально в науке есть два направления: поведенческая экономика и экономическая психология. Первое — отрасль экономической теории, второе — область психологического знания. Но они до безумия похожи. Различается терминология, научный сленг. Но в центре внимания и там и там — влияние иррациональной компоненты на поведение людей. Поведенческая экономика привлекает внимание чаще в аспектах увеличения продаж или попытках стимулировать определенный выбор у покупателей. Действительно, быстрее развивается то, за что готовы платить. В повышение финансовой грамотности населения никто не готов вкладывать те же суммы, которые платят сети магазинов, чтобы выяснить, например, как лучше размещать продукцию на полках, чтобы ее покупали.
Как психолог-практик я интересуюсь экономической психологией. Но читал много по этой теме и у экономистов. Кстати, если кому-то захочется почитать, как мыслит специалист по поведенческой экономике, рекомендую книгу Дэна Ариели «Предсказуемая иррациональность». Написанная в 2008 году, она многократно переиздавалась, но не устарела. На мой взгляд, приятное чтиво, которое будет еще и полезным. Автор там раскрывает некоторые лайфхаки. Прекрасный пример: дать три варианта на выбор и при этом заставить людей предпочесть из них определенный. Оказывается, что это удивительно несложно.