
Сцена из спектакля Shoot/Get treasure/Repeat Мастерской Брусникина. Фото: Международный фестиваль-школа современного искусства "Территория"
Фестиваль современного искусства «Территория», который проходит в Москве с 1 по 7 октября, шестнадцать лет назад придумала и запустила театральная четверка — артист Евгений Миронов, режиссер Кирилл Серебренников, дирижер Теодор Курентзис и критик Роман Должанский. «Территория» стала первым мультижанровым проектом такого масштаба в стране.
Программа этого года, несмотря на пандемийные ограничения, получилась разнообразной: спектакль бельгийца Яна Фабра, перформанс французского хореографа Жозефа Наджа, постановки театральной компании Peeping Tom, театра «Трикстер», Дмитрия Волкострелова и Бориса Павловича, концерт-перформанс Plug & Play Московского ансамбля современной музыки, выставка-фестиваль «Театрократия. Екатерина II и опера» и даже документальный спектакль-променад с граффитистом Gasp «4elovekvmaske». В последние годы у фестиваля были серьезные проблемы с финансированием, и без спонсорской поддержки пришлось бы совсем худо.
Председатель совета директоров девелоперской компании RDI Group и глава Aksenov Family Foundation, коллекционер и меценат Дмитрий Аксенов второй год поддерживает фестиваль «Территория». Ещё он известен культурными проектами в Австрии — от создания Российского общества друзей Зальцбургского фестиваля до покупки франшизы на проведение Венской ярмарки современного искусства, — и поддержкой Курентзиса, о котором узнал, по собственному признанию, только семь лет назад. В интервью «Отделу культуры» Аксенов рассказывает, чем его привлекает меценатство, сколько он на это тратит денег и почему считает современное искусство лучшим способом вхождения в европейское общество.
— Зачем вашему фонду фестиваль «Территория» и что лично вам интересно из программы этого года?
— Мне нравится, что «Территория» — междисциплинарный проект с пониманием международного контекста современной культуры. Aksenov Family Foundation сотрудничает с фестивалем не первый год, до этого мы поддерживали образовательные программы и постановку пьесы «Пушечное мясо» Павла Пряжко. В прошлом году мы впервые стали программными партнерами, открыв фестиваль концертом лауреатов проекта фонда «Русская музыка 2.0», а в этом году разработали концерт Plug & Play, где музыка, перформанс и визуальное искусство существуют вместе. Рад что мы продолжаем сотрудничество с Московским ансамблем современной музыки (МАСМ).
Что до афиши, то было бы время, сходил бы на все, а так, кроме Plug & Play, пойду на спектакль «Изменчивая сила любви» бельгийского художника и режиссера Яна Фабра, с которым я шапочно знаком, на перформанс и фотопроект «Мнемозина» хореографа и художника Жозефа Наджа.
— В этом году после годичного перерыва прошел Зальцбургский оперный фестиваль, главное музыкальное событие Европы. Вы, как глава Российского общества друзей фестиваля, наверняка там были. Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями.
— Все были счастливы, что физически удалось провести фестиваль. Главной оперной премьерой Зальцбургского фестиваля стал в этом году «Дон Жуан» Моцарта в постановке дирижера Теодора Курентзиса, musicAeterna и режиссера Ромео Кастеллуччи. В этом году сложилась уникальная для фестиваля ситуация — практически все желающие могли купить билеты, так как буквально за две недели до открытия была разрешена полная рассадка. Такого не было никогда в истории фестиваля и вряд ли будет в будущем.
— Зачем вы создали и возглавили Российское общество друзей фестиваля?
— Когда я познакомился с президентом Зальцбургского фестиваля Хельгой Рабль-Штадлер, которая уже знала обо мне благодаря успеху ярмарки viennacontemporary, она предложила создать такое общество друзей, так как у других государств общества друзей фестиваля были, а у России — нет. Тогда я не был большим поклонником классической оперы, меня всегда больше интересовала современная культура. Но так совпало, что интендантом фестиваля стал Маркус Хинтерхойзер, инноватор и любитель всего современного, и я подумал, почему нет. Мы договорились, что общество будет по мере сил способствовать продвижению русской повестки (понятное дело, что влиять на афишу фестиваля невозможно, но предлагать идеи — можем).
— Во сколько вам обходится президенство?
Инновационные русские это оксюморон. Люди, которые занимаются стартапами обычно долго смеются после таких фраз. В России по сравнению с Украиной и Беларусью практически нет стартапов, в нормальном понимании этого слова. Русские слишком консервативные и осторожные. Меньше стартапов на тысячу населения, наверное, только в Узбекистане и Туркмении.
Хищный московский девелопер, находящийся на вершине пирамиды российской несправедливости становится другом... Зальцбургского фестиваля!
Хочется сказать лишь "Come on, Дмитрий! You can do it!"
Ого! Так вот, оказывается, кто находится на вершине пирамиды российской несправедливости!!!!