Фестиваль современного искусства «Территория», который проходит в Москве с 1 по 7 октября, шестнадцать лет назад придумала и запустила театральная четверка — артист Евгений Миронов, режиссер Кирилл Серебренников, дирижер Теодор Курентзис и критик Роман Должанский. «Территория» стала первым мультижанровым проектом такого масштаба в стране.
Программа этого года, несмотря на пандемийные ограничения, получилась разнообразной: спектакль бельгийца Яна Фабра, перформанс французского хореографа Жозефа Наджа, постановки театральной компании Peeping Tom, театра «Трикстер», Дмитрия Волкострелова и Бориса Павловича, концерт-перформанс Plug & Play Московского ансамбля современной музыки, выставка-фестиваль «Театрократия. Екатерина II и опера» и даже документальный спектакль-променад с граффитистом Gasp «4elovekvmaske». В последние годы у фестиваля были серьезные проблемы с финансированием, и без спонсорской поддержки пришлось бы совсем худо.
Председатель совета директоров девелоперской компании RDI Group и глава Aksenov Family Foundation, коллекционер и меценат Дмитрий Аксенов второй год поддерживает фестиваль «Территория». Ещё он известен культурными проектами в Австрии — от создания Российского общества друзей Зальцбургского фестиваля до покупки франшизы на проведение Венской ярмарки современного искусства, — и поддержкой Курентзиса, о котором узнал, по собственному признанию, только семь лет назад. В интервью «Отделу культуры» Аксенов рассказывает, чем его привлекает меценатство, сколько он на это тратит денег и почему считает современное искусство лучшим способом вхождения в европейское общество.
— Зачем вашему фонду фестиваль «Территория» и что лично вам интересно из программы этого года?
— Мне нравится, что «Территория» — междисциплинарный проект с пониманием международного контекста современной культуры. Aksenov Family Foundation сотрудничает с фестивалем не первый год, до этого мы поддерживали образовательные программы и постановку пьесы «Пушечное мясо» Павла Пряжко. В прошлом году мы впервые стали программными партнерами, открыв фестиваль концертом лауреатов проекта фонда «Русская музыка 2.0», а в этом году разработали концерт Plug & Play, где музыка, перформанс и визуальное искусство существуют вместе. Рад что мы продолжаем сотрудничество с Московским ансамблем современной музыки (МАСМ).
Что до афиши, то было бы время, сходил бы на все, а так, кроме Plug & Play, пойду на спектакль «Изменчивая сила любви» бельгийского художника и режиссера Яна Фабра, с которым я шапочно знаком, на перформанс и фотопроект «Мнемозина» хореографа и художника Жозефа Наджа.
— В этом году после годичного перерыва прошел Зальцбургский оперный фестиваль, главное музыкальное событие Европы. Вы, как глава Российского общества друзей фестиваля, наверняка там были. Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями.
— Все были счастливы, что физически удалось провести фестиваль. Главной оперной премьерой Зальцбургского фестиваля стал в этом году «Дон Жуан» Моцарта в постановке дирижера Теодора Курентзиса, musicAeterna и режиссера Ромео Кастеллуччи. В этом году сложилась уникальная для фестиваля ситуация — практически все желающие могли купить билеты, так как буквально за две недели до открытия была разрешена полная рассадка. Такого не было никогда в истории фестиваля и вряд ли будет в будущем.
— Зачем вы создали и возглавили Российское общество друзей фестиваля?
— Когда я познакомился с президентом Зальцбургского фестиваля Хельгой Рабль-Штадлер, которая уже знала обо мне благодаря успеху ярмарки viennacontemporary, она предложила создать такое общество друзей, так как у других государств общества друзей фестиваля были, а у России — нет. Тогда я не был большим поклонником классической оперы, меня всегда больше интересовала современная культура. Но так совпало, что интендантом фестиваля стал Маркус Хинтерхойзер, инноватор и любитель всего современного, и я подумал, почему нет. Мы договорились, что общество будет по мере сил способствовать продвижению русской повестки (понятное дело, что влиять на афишу фестиваля невозможно, но предлагать идеи — можем).
— Во сколько вам обходится президенство?