Пересказ книги Графтона Таннера «Утраченное время: политика ностальгии» (The Hours Have Lost Their Clock: The Politics of Nostalgia).
Контекст
Сегодня многие из нас чувствуют, что с временем происходит «что-то не то». Мы бежим от одного события к другому, каждое из которых представляется великим, но как только оно проходит — или даже до этого — впечатления от него замещаются новыми. В начале 1990-х французский антрополог и этнограф Марк Оже назвал это зарождающееся на Западе ощущение «акселерацией истории».
Для Оже акселерация связана с «перенасыщением событиями». Люди в конце XX — начале XXI века стали бесконечно озабочены приданием смысла каждому моменту своего существования и малейшему событию. Именно из-за этого мы наблюдаем ситуацию, когда только что вышедший фильм может быть назван «вечной классикой» (instant classic).
К середине 2010-х акселерация настолько усилилась, временной ряд настолько «разбух» от содержащихся в нем событий, что философ Бьюн-Чул Хан призвал отказаться от понятия «акселерация». Время, говорит он, больше не ускоряется, а его ощущение распадается на кусочки.
Оба этих явления — акселерация и последовавший за ней распад — питают чувство ностальгии, охватившее мир сегодня. Ностальгия — очень сложная и мощная эмоция, она не только влияет на наши личные жизни, но и занимает важное место в политике. Фразы, так или иначе намекающие на возврат в прошлое (Make America Great Again), воздействуют именно на чувства избирателя, отсылая его к неким «лучшим временам», образ которых связан не только с его непосредственными воспоминаниями, но и конструируется корпорациями и политиками через массовую культуру и другие образы.
Сегодня ностальгия активно используется консервативными политиками и потому вызывает у более прогрессивного населения противоречивые чувства. Но это неотъемлемая человеческая эмоция, и, как и любую другую, ее можно использовать иначе. В книге «Утраченное время» Графтон Таннер, исследователь политического измерения ностальгии, рассказывает историю апроприации ностальгии правительствами. Автор пытается убедить читателей в необходимости изменить то, как мы понимаем и используем ностальгию.