
Рекомендации по утеплению из немецкой брошюры.
Климатические обстоятельства могут всерьез вмешаться в планы военных и даже полностью расстроить их — как это случилось в конце 1941 года, когда сначала осенняя распутица, а потом первые морозы помогли Красной армии остановить продвижение вермахта под Москвой, а потом, 5 декабря, — перейти в контрнаступление
Климат в России суров, но справедлив.
Венедикт Ерофеев
25 декабря 1941 года был снят с должности командующий 2-й танковой армией вермахта генерал Гудериан, самим своим прозвищем «Быстрый Гейнц» олицетворявший принципы блицкрига. До этого своих постов лишились главком сухопутных войск фельдмаршал Браухич и командующий группой армий «Центр» фельдмаршал фон Бок. Всего в том зимнем сезоне Гитлер отправил в отставку 185 генералов, что само по себе было свидетельством беспрецедентного с начала войны кризиса немецкой армии.
А ведь еще недавно немцы, начав операцию «Тайфун» с триумфального разгрома трех советских фронтов, стояли буквально в шаге от Москвы. Теперь же с фронта летели отчаянные призывы о помощи и требования разрешить отход. Как же вермахт дошел до жизни такой?
Уважаемый Константин, большое вам спасибо за проведенную работу.
Однако, внезапно вопрос. Я предполагаю, что он гораздо сложнее/тяжелее чем кажется.
Если бы война началась не 22 июня, а раньше, скажем на месяц раньше, 22 мая. Генерал Грязь окончательно капитулирует как раз, к примерно к середине мая.
Сложно сказать, накладывается много новых факторов. Немцы в таком случае могли действительно "проскочить" до начала дождей и успеть окружить Москву. А могли завязнуть в грязи под ее стенами с растянутыми на десятки километров в глубину дивизяими в ещё более причудливой конфигурации линии фронта. И тогда перенесенное на месяц вперед - с 5 декабря на 5 ноября советское контрнаступление началось бы в еще более идеальных условиях.
Спасибо сербам-братушкам, хоть на сей раз помогли, сами того не ожидая!
Кстати да.
Но, скорее сами не понимая чем не ожидая.
Ниже Описание одного из моих внедорожных приключений в местах тех боев (под Волоколамском) в 2017г, на современном подготовленном внедорожнике (wrangler). Если добавить сюда: накопительную усталость, слабый доступ к быстрым калориям и тёплой еде, отсутсвие тёплой одежды и цельного сна в тёплой постели + ещё тебя пытаются подстрелить с миномётов и подорвать на мине. Тут не тока расплачешься.
"Колонна из десятка машин пробивается по лесу к заброшенной церкви. Давление в колесах 0,2. Скорость 500 метров в час. До церкви 3,5 км. Темнеет. УАЗик замыкающий колонну на 35х колесах с цепями разворачивается назад и окончательно, убивает «дорогу» отрезая пути к отступлению. Впереди у Ландровэра умирает лебедка, через час умирает сам Лэндровер. Я за ним, но двигаюсь. За мной сидят на брюхе прадо и буханка. Дергаю назад лендровер, ловлю engine check – пропуск зажигания в одном цилиндре. Делаю шаг из кабины, проваливаюсь в снег по пояс. Стрелки бензина начинают падать. Провианта нет. Полночь. Голодно. В сапогах хлюпает вода. -12 мороза. Консилиум. По колонне ползет мнение что пора вызывать МЧС. Решаем выбираться самим. Как-то чиним лебедку на ландровере – сталкиваем с тропинки в лес. Броневик Скорпион распихивает буханку и прадик, цепляет лендровер. Скорость 100 метров в час. До церкви 2,9 км. 2 часа ночи. Ренг не подводит. Один из немногих на ходу. Я во главе колонны. Еду с Сергеем вперед пробивать дорогу. Без лебедки. С проклятьями, не сбавляя скорости, цепляя корпусом деревья, снося кусты, каким-то чудом пролетаем 1 км леса, выезжаем на опушку – в поле садимся на брюхо. Впереди фары. Это Тойота 80 с двумя лебедками – уже давно едет нам на подмогу. Дергает ренг из засады. Сергей уезжает с Тойотой помогать остальным. Я один, с широко открытыми глазами, на низких оборотах, внатяг ползу к церкви по снежному морю. Low Fuel. Впереди темнеет что-то мрачное, заброшенное и большое. Церковь. Выхожу. Тишина, мороз, я в центре поля, кругом лес, 4 часа ночи, кромешная тьма. Очень Low Fuel. Осматриваю ренг. Разборт заднего левого колеса. Достаю компрессор - не работает. Достаю рацию - молчит, я далеко. Достаю телефон – не работает. Чешу репу. Минутная паника. Не чувствуя рук, как-то умудряюсь реанимировать компрессор, ставлю покрышку на диск, дрифтую дальше до деревни. 4-30 утра -деревня Васильевская – цивилизация. В 5-30 еду по новой риге – ни души. На 15:30 дня, 11 марта - часть колоны с людьми еще остается в лесу. Утром, на встречу выехал Rescue Team с топливом и едой."
Да уж, приключение)) Тут ещё надо иметь в виду, что в любой дивизии машин на порядок больше десятка и нагрузка на полотно дороги, соответственно, тоже.
Это проходило на местности пригодной для флангового манёвра разве что танковым батальоном (не более) - то о чем советовали из Цоссена. Закрыть все эти просёлочные дороги значимой противотанковой обороной у Красной армии шансов не было. Но прорвав пехотный заслон и мое приключение - это полагаю то , во что превратилась бы попытка снабжения этого батальона колесными машинами. И это на современных внедорожниках с лебёдками, домкратами и компрессорами. Правда у немцев были на колёсах цепи, но иногда (например ошибка водителя от усталости и потери концентрации) они делают только хуже закапывая машину по брюхо
Согласно именным спискам ОБД «Мемориал» безвозвратные потери советских военнослужащих составили 19,6 млн человек. С учётом вернувшихся из плена - около 2 млн человек- потери военнослужащих 17,6 млн человек. Всего с 1941 по 1945 было призвано 34,5 млн человек. То есть погиб каждый второй - вот он, реальный гений Сталина! И это реальная цена Победы!((На сегодняшний день официальные данные: 27 млн погибших, из них военнослужащих 10 млн человек. Сколько всё-таки погибло гражданских, чтобы понять масштаб катастрофы? А также провести новое сравнение по отношению к потерям Вермахта.
И мороз, и грязь непролазная. Но еще и нескончаемые людские резервы - потери советских войск 1,8 млн (безвозвратные, сан. и пропавшие без вести) против 457 тыс. со стороны немцев и их союзников.
Константин, спасибо! Вы, как всегда, великолепны!
Константин, вот вам еще пара копеек от меня:
"Немцы захватили Орел и Брянск и вплотную подошли к рубежам Москвы с запада и юга, причем большая часть войск Брянского фронта оказалась в клещах. При этом в своеобразных тисках очутились и немцы: привычные к отличным французским шоссе и весьма приличным польским дорогам, здесь, в центральной суглинистой России, гудериановы лихачи столкнулись на проселочных грунтовках с отчаянным сопротивлением старейших русских генералов — Непогоды, Грязи, Распутицы и Бездорожья (да и пятый, Мороз, тоже уже подтягивался). Дневники боевых действий войск и письма немецких солдат домой изобилуют сетованиями на непролазность дорог, заставляющую танкистов не спускать рычаг с первой передачи. Застрявшие по рессору грузовики и легковушки, подваживаемые под их колеса лесины и сучья, толпы солдат или подручных крестьян, истово толкающих машину под обстрелом комков грязи, — одни из популярнейших мотивов в аккуратных семейных фотоальбомах бывших фронтовиков.
Собственно, «генералы» эти не щадят и своих: «Мы спали вчетвером в одной автомашине. Очень холодно. В 7 часов встали. Идет снег, он падает большими хлопьями. Мы позавтракали из старых запасов, случайно достали кипятку и хорошо согрелись. В 11 часов мы выехали в район Хвастовичи. По дороге двигается масса автомашин и людей. Грязь непролазная; вся дорога превратилась в тягучее тесто» (10 октября). Но свои привычнее, и предпринятый Брянским фронтом прорыв из окружения увенчался успехом и задержал наступление Гудериана к северо-востоку от Орла. А к 23 октября все три армии вырвались из окружения и заняли оборону на новых рубежах." (это из преамбулы к дневнику Шабалина из моей книги "Если только буду жив..." 12 дневников военного времени (2021).