Фото: Globlal Look Press

Фото: Globlal Look Press

Донатная экономика — это альтернативная система реализации продуктов и услуг, когда цену устанавливает не производитель, а сам покупатель, исходя из его оценки полезности предложения и собственных возможностей. Сегодня донаты пользуются популярностью в основном среди креаторов из разных индустрий, когда пользователь отправляет небольшую сумму, если ему нравится контент.

Быстрый рост этого сегмента спровоцировала пандемия, когда из-за самоизоляции люди оставались дома неделями и им было нечего делать, кроме как исследовать интернет-пространство. Опираясь на внутреннюю аналитику destream, можно предположить, что объем таких транзакций в России увеличился минимум вдвое с 2020 по 2021 год в зависимости от региона. Аналогичный рост наблюдается во всем мире. Точный объем рынка назвать трудно, так как донаты совершаются с помощью самых разнообразных сервисов: специализированных платформ, банковских приложений, электронных платежных систем.

Несмотря на примерно одинаковые темпы развития, у российского и зарубежного рынка есть принципиальное отличие — минимальный чек. Если россияне в среднем (и жители стран СНГ) готовы жертвовать по 25–50 рублей, в мире не принято донатить меньше одного евро, то есть примерно 83 рубля, а нормой считается сумма в 5 евро.

Впрочем, европейская часть России стоит немного особняком. Центральный и Северо-Западный федеральные округи догнали Запад по среднему чеку доната, он составляет 560 и 485 рублей соответственно. Самые щедрые зрители живут в Москве и Санкт-Петербурге.

Драйверы роста

Хотя до сих пор эта схема монетизации не оказывала существенного влияния на бизнес-модели, так будет не всегда. Паттерны онлайн-потребления меняются, и пользователи привыкают к новым форматам взаимодействия. Есть три главные предпосылки для того, чтобы донатная экономика стала неотъемлемой и важной частью финтеха.