«Люди шли, шли, шли, они только что узнали, что, может быть, начнется война, и у них был праздник. У них масленица, пасха, новый год, день победы. Я не хочу, чтобы мои слова выглядели оправданием возможных будущих жертв, но люди, которые шли по Севастополю к площади Нахимова, ждали этого дня много-много лет. Может быть, потом они об этом дне пожалеют, но сейчас у них праздник», — писал я восемь лет назад из Севастополя. Восемь лет озвучивал фильм, но это было немое кино. Весенний праздник 2014 года закончится сегодня — запланированы торжества, уже традиционные и привычные, массовку бюджетников и певца Майданова по случаю крымской годовщины организуют каждый год, все привыкли, но в этом году, когда более уместен был бы траур хотя бы по погибшим солдатам, концерт в Лужниках из стандартной казенщины превращается в стандартный же государственный сатанизм, а на вопрос, какую годовщину будут отмечать, самый точный ответ будет — последнюю.
История российского Крыма в том виде, в котором она началась в 2014 году, как можно было догадаться, оказалась конечна, и хватило ее на восемь лет — возможно, это даже много, и возможно, в отечественной истории эти восемь лет так и останутся самым успешным опытом существования непризнанной территории. Плюсы, минусы — все вперемешку. Самолеты только внутренних рейсов, безвизовый режим в плохом смысле (когда с местным паспортом никакую визу не получишь), игнорирование местного рынка даже государственными большими компаниями, заблокированные сервисы Apple и не только, более жесткий, чем в среднем по России, репрессивный режим, близкий к кавказским, зато — беспрецедентное инфраструктурное строительство, мост, аэропорт, трасса «Таврида», туристический поток, деньги. Дня, когда Путин скажет, что большим федеральным компаниям все-таки пора идти в Крым, ждали, конечно, а теперь даже и дождались, но что это значит на самом деле — понятно. Та не очень болезненная, совсем не смертельная, комфортная непризнанность, в которой прожили восемь лет, закончилась общим для Крыма и России сползанием в новую непризнанность уже донбасского толка, сам полуостров стал прифронтовым, а политически — наверное, российские официальные лица еще много раз скажут, что территориальная целостность России обсуждениям не подлежит, но если не подлежит, куда и зачем каждые два дня ездит или звонит Мединский — о том, что российско-украинские переговоры каждый раз упираются в том числе в статус Крыма, открыто говорят представители обеих сторон, то есть Крым уже предмет торга, в котором объективно участвует Россия. Сейчас его, наверное, не отдадут, но он уже помещен в новый контекст, его украинское прошлое, по крайней мере, на период активных боевых действий снова стало настоящим, а любая развязка, даже сохраняющая его нынешнюю принадлежность, на практике станет только прикрытием отложенного статуса, как у Чечни в 1996 году — до следующего военного обострения, до следующего президента в Москве, да даже до, как шутили украинцы до войны, программы «Крым в обмен на продовольствие» — сейчас любое будущее не кажется абсурдным или невозможным. Может, и сам Путин успеет стать новым Хрущевым (тем более что уже стал им в каком-то смысле — едва ли не превзошел Карибский кризис).
Произнося восемь лет назад первую версию своей бесконечной украинской лекции, Владимир Путин возложил ответственность за геополитическую катастрофу ХХ века на большевиков — «Бог им судья». Сейчас, воспроизводя самые лютые большевистские практики на украинском фронте и внутри своей страны, Путин застревает в им же самим выстроенной ловушке — обещал декоммунизацию, а получилось черт знает что. Разрушение прежней системы координат («крымский консенсус», наверное, ушел несколькими годами раньше, но эта проблема сейчас кажется решаемой — по крайней мере, уже проанонсировано выстраивание нового консенсуса посредством репрессивного террора) изменило и место Крыма на исторической карте России. История российского Крыма теперь — это восьмилетний интербеллум, жестокая игра, в которой «масленица, пасха, новый год, день победы» оказались всего лишь проводами на войну, и кто и в каком виде с нее вернется — вопрос открытый.
В антипутинском нарративе 2022 год — прямое продолжение 2014-го, но это очень грубое упрощение. Даже если мы говорим о преступниках — романтический разбойник не боится наказания, отморозок-рецидивист не боится пойти на преступление; один перешагивает всего лишь через Уголовный кодекс, другой — через все человеческие и божеские нормы. Философия и практика «русской весны» восьмилетней давности подразумевала реальный пророссийский энтузиазм местных и опору на них, имея историческим образцом чуть ли не воссоединение Германии (про которое даже у нас не принято говорить, что на самом деле это было довольно жесткое поглощение одного германского государства другим, а вовсе не слияние двух прежних сущностей в одну новую), теперь же, как принято считать, Путин ошибся, рассчитывая на встречи с цветами и хлебом-солью и переход украинской армии на российскую сторону — но если бы план был таким, были бы хоть какие-то его материальные следы, хоть один человек на той стороне, который сказал бы, что ждет российских освободителей — нет, более реалистичным кажется теперь именно такой исходный план разрушения ради разрушения и убийства ради убийства, в лучшем случае чтобы что-то кому-то доказать, а скорее — просто из садистского удовольствия.
И также не в пользу прямой параллели между 2022 и 2014 — прежнее отношение антипутинской публики к статусу Крыма, которое сейчас уже все забыли, но история помнит — многие из тех, для кого нынешняя война бесспорно преступная, в том числе Навальный и Ходорковский, восемь лет назад соглашались, что речи о пересмотре российской принадлежности Крыма быть уже не может. Знаменитое «не бутерброд» — тоже ведь часть той, уничтоженной Путиным, прежней комфортной непризнанности, когда ссылки на международное право применительно к Крыму звучали не слишком весомо с учетом реальности. Сейчас реальность сломана, и Россия впервые платит за Крым всем, что у нее есть — и жизнями, и деньгами. Новый референдум, о котором говорили умеренные критики «крымского консенсуса», уже начался.
Вшивый о бане: "В антипутинском нарративе 2022 год — прямое продолжение 2014-го, но это очень грубое упрощение."
Текст как песня Мумий Тролля - вроде слова есть, и даже эмоция какая-то есть, а смысла - нет. И таких текстов в российском инфопространстве, в отличие от других языков, где тексты и мысли практичны, а не пространны, множество. В результате они вылились в российскую внешнюю политику и преступные действия к соседям, когда слова и хештеги есть, и эмоция есть, а смысла - нет. Людей убивают, имущество уничтожают, а смысла никто понять не может.
Прекращайте это словоблудие, думайте приземленнее и практичнее, тогда и с соседями будет легче найти общий язык.
14 = 38, 22 = 39, ждем 45
Сколько можно поминать объединение Германии как хоть какую-то аналогию аннексии. Я за давностью лет запамятовал, у какого государства ФРГ силами бундесвера без опознавательных знаков отобрала территорию ГДР?
Что, бескровное присоединение Крыма продолжается?
"Восемь лет озвучивал фильм, но это было немое кино"
Умеет Кашин всё-таки иногда формулировать, когда захочет.
Это БГ(
Россию, как фашистское неосталинское государство, нужно вернуть в средневековье и в физическом плане, ибо ментально она там и находится. Если более, чем 70% можно скормить пойло про угрозу из Украины, фантазии про НАТО и пр., то можно понять что риторическое "хотят ли русские войны?" становится утвердительным. Россия - да, хочет войны - агрессивной, на чужой территории "брацкого народа", причем без целей и задач.
Государство Россию желательно бы уничтожить, ибо она была, есть и будет фашистской империей, представляющей угрозу практически всему миру.
Чем то знакомым повеяло от вашего поста, Леон… Год этак 1983-ли? Школьная политинформация. И вся такая из себя мерзко-лживо-идейная классуха с огромным налаченным шиньоном чревощала про сионистских поджигателей войны из Израиля, которые устроили резню мирных террористов, ой, борцов за свободу Палестины, в лагерях Сабра и Шатила. Признайтесь, свой гневный текст с газеты «Правда» тех лет скоммуниздили?
У меня тогда эта комунячья риторика вызывала ухмылку, отчего сейчас то, Леон, должно быть иначе?
.
Только мне кажется, Леон, что наше с вами поколение вот этого пафоса как-то в нашем брежневском детстве переело так, что до сих пор тошнит?
.
P.S. О, что ещё вспомнил! Классуха стала со всех по 20 копеек в фонд мира собирать и какие то марки на эту сумму выдавать. Якобы на помощь палестинским сироткам. Так вот. Я не дал. Сказал, что лучше мороженное себе куплю. Пломбир. В вафельном стаканчике. Мне сказали, что меня в комсомол не примут. Я заржал и пошёл, купил себе мороженку. И правильно сделал.
.
И ещё вот что. Не подумайте, что я напрочь лишён эмпатии. Нет, конечно. Просто я тогда, в ныне далёкие 80-ые, ещё ребёнком считал, что моя страна, ведущая войну в Афганистане, не имеет права попрекать другие страны, делающие тоже самое.
И вы, Леон, гражданин страны, которая по-откусывала от всех своих соседей кучу земель, тоже не имеете права никого учить миролюбию.
Постарайтесь не быть лицемерным
ничего не понял, но это не страшно )
Звучите как палестинец. Те тоже все время говорят про оккупацию западного берега реки Иордан и про уничтожение сионистского государства. Вы ментально араб, и это печально...
так брацкий народ
Большая часть россиян от Грозного до Москвы, от Владивостока до Калининграда и так живут в средневековье, в диком барстве «элит» и диком рабстве «черни». Санкции вряд ли в этом плане что-то изменят. Что касается того, куда эту страну нужно вернуть, то я бы дал более четкое целеполагание: ее нужно вернуть в лоно цивилизации. А для этого необходимо прекратить существующий политический режим любыми доступными способами.
в 45-м Германию вернули в лоно цивилизации, заплатив цену более, чем 55 млн. жизней. Нет способа иного, чем тотальная война, а кому это надо? Режим сам издохнет, а санкции лишь помогут. Но население должно сократиться путем эмиграции или банального вымирания: рожать мало кто захочет, как в начале 90-х. Я бы хотел дожить до ножек буша...
Вы предлагаете более сложный и ненадежный вариант. Надёжнее все таки подорвать возможности экономического и технологического развития, чтобы ограничить ресурсы на войну. При этом смены режима не требуется и россияне могут спокойно продолжать жить и дальше. В 90е тоже ведь жили и ничего.
Ядерная война всё спишет.
И кто в ней виновен: Маленков с Хрущевым, Кравчук, Дмитрий Гордон?
Я как то не заметила эту дату, тут изнутри ада в котором живем уже почти месяц все происходит в каком то другом времени, жизнь разделилась на до и после. И еще и еще делится все- бессмысленная работа, бесонные ночи, страшные видео несчастных людей в Украине на фоне бравых речей и невыносимый раскол людей на за и против, еще один после Крыма и гораздо более опасный и белезненный. Эмпатия дурное качество, совет не смотреть новости не работает, это новая страшная жизнь везде и всюду. Страна погружается в жуткий психоз, одна видимая часть в безумном подъеме мании величия, другая уже в тяжелой депрессии, часть маниакально ищет способ выживания, часть в кататонии и оцепенении. В этом новом доме душевнобольных даже медперсонал тоже явно нездоров. Скорбь потери, ее тяжелый груз каждый день пополняется все новыми и новыми кирпичами. И Крым это какой тодалекий позабытый уже элемент сегодняшнего невыносимого бытия. Поминки России вернее реппитиция, вот что сейчас это дата
Да, была, типа, "прекрасная русская весна", а теперь как-то не того ... Очень странно, не правда ли, что чудесные семена тогдашней "русской весны" дают вот прямо сейчас такие "дружные всходы"?
Да что далеко ходить, до сих пор среди историков и политологов известного пошиба ходят байки про "хорошего Гитлера", который "поднял страну с колен", но потом совершил роковую и ненужную ошибку, в одно мгновенье оказавшись "не отцом, а сукою" (с), а ежели б не совершил ту ошибку, то так бы и жили немцы припеваючи: национальный подъем ("немецкая весна"?), "Австрия наша", "Судеты наши", полки в магазинах ломятся и далее по списку ...
.
Только врождённая замечательная бессовестность автора позволяет ему "не видеть" обусловленность событий и не рассматривать сегодняшнюю войну как прямое следствие "русской весны".
Краткое содержание: мир кардинально меняется, но автор не в силах этого осознать
Переведу на нормальный язык всю эту многословную лабуду. И самому Кашину помогу понять, что же он сам хотел написать. Типа минутка психоанализа.
Главный вопрос и смысл статьи:
------
СПОСОБНЫ ЛИ НЫНЕШНИЕ СОБЫТИЯ ИЗМЕНИТЬ СИСТЕМУ ЦЕННОСТЕЙ РОССИЯН И САМО ОТНОШЕНИЕ К СОБЫТИЯМ УЖЕ ПРОШЕДШИМ - 2014-МУ ГОДУ?
------
Возникает развилка:
1) Крым наш, но война - это конечно же очень плохо и мы все конечно за мир. А вот Путин плохой и бяка и воюет (коротко: позиция опущенных чмошкиков - для лаконичности).
2) Аннексия Крыма была ошибкой, немногие предвидели к чему это все приведет (коротко: признание ошибок и встреча с реальностью)
Из первой позиции в конечном итоге следует (ее законченная, целостная и честная к самому себе позиция): политика Путина верна, и дальнейшее растворение в русском фашизме, без обмана самого себя. А значит надо воевать до конца и отстаивать свою позицию, а не сопли пускать, какой плохой Путин и что война - это плохо.
------
Из второй: надо сносить собственное правительство и возвращать ситуацию на момент до марта 14-го года, признав ошибки.
------
Как я понял, Кашину ближе позиция с условным названием "опущенные чмошники" (извиняюсь, просто я ее так назвал, как автор, можете изменить на что-то более нейтральное, если сильно задевает)
призываю быть честным с самими собой! Проще жить будет (надеюсь)
https://www.youtube.com/watch?v=VLSUhqDYEqU
Вот тут подробнее.
--
Кстати, мало кто заметил, но в недавней речи Путина (https://www.youtube.com/watch?v=getA8E_QKU4), которую уже окрестили "фашисткой" на Западе, были некоторые детали, которые не все заметили.
А именно.
Было какое-то сборище регионов. И среди них (прямо так и написано на экране на его селекторном мониторе) г. Великий-Новгород, Республика Татарстан, Калининградская область, Республика Бурятия, Уральский федеральный округ.
Ничего необычного? Великий Новгород, Татарстан, Калининград.
Эти территории Москва утопила в крови, когда присоединяла - Великий Новгород, Татарстан, Калининградскую область - выселила немецкое население. Зачем это все поставили в один ряд? Выглядело это как присоединенные территории, которые уже по праву Россия имеет право считать своими и никому никогда не отдаст. Как будто какой-то statement Путина.
По крайней мере Великий Новгород и Уральский Федеральный округ (с подписью Якушев ВВ) выглядело немного дико.
Не кажется вам, что Путин там кукухой поехал немного? И в свою историчность уже с головой погрузился и выползти не может.
Может быть, конечно, имелось ввиду какое-то единство России и что-то такое подразумевалось. Но именно то как это на экране выглядело - немного дико и как будто не случайно. С Великим Новгородом и Уральским федеральным округом, и Республикой Бурятия.
"Не кажется вам, что Путин там кукухой поехал немного?"
Уже давно и совсем не немного.