Новый законопроект под названием «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» показывает, что на десятый год борьбы с иностранными агентами и иностранным вмешательством российских законодателей осенило — вестернизированный образ мыслей отдельных граждан не всегда является следствием прямого подкупа. Что ж, тем хуже для них.
В поисках иностранного финансирования как источнике заразы власть разочаровалась даже не вчера. Иноагентами давно и регулярно признаются люди и организации, денежные связи которых с заграницей носят весьма условный характер, а то и вовсе отсутствуют (истории про то, как в суде «иноагенты» узнавали, что связь эта — возврат 2000 рублей долга от бывшего мужа соседки, в прошлом гражданина Афганистана, или перевод денег с одного своего счета в российском банке на другой через иностранный банк-корреспондент, уже перестали удивлять). Статус «иноагент» превратился просто в штамп на личности с порядковым номером в реестре, не нуждающийся в доказывании.
Теперь закон лишь приводят в соответствие с практикой, ну и заодно объединяют несколько по разным поводам и под разных «агентов» созданных реестров в один. Согласно новой инициативе (ее выдвинули члены созданной три года назад комиссии по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России), «иностранным агентом» впредь смогут признавать и лицо, не получающее никакого финансирования из-за рубежа, но получающее оттуда какую-то поддержку, или же просто «находящееся под иностранным влиянием». Поддержкой в проекте предлагается считать оказание организационной или научно-технической помощи, а влиянием — «оказание воздействия на лицо в том числе путем принуждения, убеждения и (или) иными способами».
Формулировки, как всегда, оставляют широкий простор для толкования, и дело даже не в «оказании воздействия» самом по себе или в «и/или иных способах».