Президент Украины Владимир Зеленский обращается к Европарламенту. Брюссель, 1 марта 2022 года

Президент Украины Владимир Зеленский обращается к Европарламенту. Брюссель, 1 марта 2022 года

imago-images.de / Global Look Express

Украина — кандидат на вступление в ЕС, теперь официально, и Молдова тоже. Об этом вечером 23 июня объявил председатель Европейского Совета Шарль Мишель, назвав это решение историческим. В соответствии с требованиями регламента, за него проголосовали лидеры всех 27 стран. Впервые ЕС дал зеленый свет республикам бывшего Советского Союза, не имевшим международно признанной государственности до распада СССР — как у стран Балтии. При этом одна из них находится в состоянии войны и потеряла на сегодня значительную часть своей территории — прецедентов в европейской истории еще не было.

Этот саммит задаст новый вектор реакции ЕС на «специальную военную операцию». После 24 февраля различные инстанции объединенного Запада делали заявления и принимали решения в форматах НАТО, G7, а также на национальном уровне отдельных стран. При всей широте экономических, политических и военных вариантов ответа, на долю ЕС до настоящего времени приходилось, в основном, утверждение разнообразных санкций в отношении России — введены уже шесть пакетов ограничительных мер.

Разумеется, руководители ЕС Урсула фон дер Лайен и Шарль Мишель ясно выражали политическую солидарность с Украиной и осуждали действия Москвы, не имея возможности влиять на вопросы военного сотрудничества. Они приезжали в Киев и, встречаясь с президентом Владимиром Зеленским, обсуждали иные способы выражения солидарности, включая такой сильный ход, как инициирование процесса принятия Украины в ЕС — официальную заявку Киев подал уже 28 февраля.

Никогда прежде Брюссель не видывал таких скоростей. Последнее расширение ЕС произошло в 2013 году за счет Хорватии, которая стала кандидатом в 2004 году и затем еще девять лет проводила внутренние реформы и вела трудные переговоры с Брюсселем. И это не предел, ведь и получение статуса претендента на вступление, и принятие в закрытый клуб ЕС — непростые задачи. Турция остается кандидатом с 1999 года, но ее перспективы все более туманны. Северная Македония ждет своей очереди с 2005 года (даже изменив название страны ради такого случая), Албания — с 2010 года, Черногория — с 2012. Есть еще Сербия, а также Босния и Герцеговина и Косово, которые стучатся в дверь ЕС с разной степенью готовности. В обычное время заявка Украины была бы вынуждена пройти несколько этапов согласований, и уложиться в три месяца до положительного решения не представлялось бы возможным.

Нельзя сказать, что в Европе по вопросу предоставления Украине статуса кандидата царило полное единодушие.