Фреска Беноццо Гоццоли в церкви Св. Августина в Сан-Джиминьяно (Тоскана, 1464-1465)
«Вот вы говорите, что ваш Бог сотворил мир всего за шесть дней, и было это всего пять тысяч лет назад. А как же динозавры??» Этот победоносный аргумент до сих пор выдвигают последователи школярского атеизма, считающие, что наука категорически несовместима с религией, а христианская Церковь на протяжении всей своей истории только и делала, что гнала и мучила средневековых ученых, опасаясь, что их опасные идеи могут обрушить религиозные догматы.
На самом деле средневековая Церковь сыграла ключевую роль в «росте пытливости человеческого ума» (выражение великого российского медиевиста Арона Гуревича), а многие ученые деятели раннего христианства осознавали, что описание сотворения мира в библейской Книге Бытия не следует понимать буквально: жизнь на Земле должна была каким-то образом развиться из более примитивных форм, пусть даже под руководством бога.
Об этом подробно рассказывают британские авторы и популяризаторы науки Джон и Мэри Гриббин, авторы отличной новой книги «Происхождение эволюции: идея естественного отбора до и после Дарвина» (только что вышла в издательстве» Альпина нон-фикшн).
Вопреки распространенному мифу, объясняет издательская аннотация, теория эволюции путем естественного отбора вовсе не возникла в полностью готовом виде в сознании одного человека — Чарльза Дарвина. Она изучалась и обсуждалась мыслителями по всему миру на протяжении тысячелетий.
С любезного разрешения издательства публикуем отрывок из главы «Сквозь тусклое стекло», в котором описаны первые интуитивные подступы отцов Церкви и великих богословов к тому, что столетия спустя превратится в «опасную идею» Дарвина.