
Награждение Аллы Пугачёвой орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Москва, Кремль, 22 декабря 2014 года
kremlin.ru
Заявление Аллы Пугачевой об «иллюзорности целей» спецоперации стало просто экстра-новостью, вызвавшей бурное возмущение патриотической общественности. Но между Пугачевой и Владимиром Путином немало общего — ее голос может оказаться проекцией внутренних сомнений самого президента.
Критика военной спецоперации была репликой из просьбы Пугачевой российскому Минюсту признать ее иноагентом: «Прошу зачислить меня в ряды иноагентов моей любимой страны, ибо я солидарна со своим мужем, честным, порядочным и искренним человеком. Настоящим и неподкупным патриотом России, желающим Родине процветания, мирной жизни, свободы слова и прекращения гибели наших ребят за иллюзорные цели, делающие нашу страну изгоем и утяжеляющие жизнь наших граждан».
Ну что ж, кто-то сейчас почитает за виртуальный орден включение в санкционные списки, а кто-то — в списки иноагентов, демонстративно требуя для себя статуса пораженца в правах, как будто по своей инициативе нашивая желтую звезду на одежду.
Мужа Пугачевой, эстрадного артиста Максима Галкина, включили в список иноагентов парой дней ранее. После начала спецоперации оба они покинули Россию, отбыв в Израиль; вернулась недавно только Пугачева, это важно — громкое заявление она все же предпочла делать не из-за границы. Отъезд звездной пары прошел не то что вовсе незамеченным, но на фоне общей суматохи тех дней о нем даже известно стало не сразу, а когда стало, какой-то особенной реакции он не вызвал — были события поважнее. Галкин и раньше понемногу диссидентствовал, отпуская в адрес Владимира Путина остроты на концертах, а теперь стал регулярно высказываться против войны и пообещал направить часть доходов от концертов украинским беженцам (без уточнений, но как-то подразумевалось, что беженцам не в Россию), чем изрядно раздражал патриотов — Маргарита Симоньян даже в какой-то момент принялась обвинять его в скрытом гомосексуализме и обзывать «мразью». С Первого канала Максима Галкина отчислили, распускались слухи о то ли готовящемся, то ли уже возбужденном уголовном деле в его отношении, которые в СКР опровергли, но от статуса иноагента артисту все же в итоге уберечься не удалось.
Пугачева, надо сказать, предпочитала хранить при этом молчание, не комментируя ни причины отъезда, ни спецоперацию, хотя, конечно, считалось, что Максим Галкин выражает общую семейную позицию.
В принципе, политические взгляды Пугачевой, хоть и редко артикулировались, не были тайной.
Прямое сопоставление Путина и Пугачёвой здесь всё же несколько притянуто за уши. Очень и очень вряд ли, что её целью была конфронтация с сегодняшней властью - иначе она произнесла бы гораздо более жёсткие слова и намного раньше. Скорее всего, она чувствует себя весьма уставшей и в начале всей этой истории ей просто хотелось сохранить свою новую семью, жить тихой жизнью, любить своих детей - ведь осталось не так уж много, - но Галкин начал высказываться, за что ему прилетело. Вполне могут быть правдой слухи, что приезд Пугачёвой в Россию в середине лета был попыткой "решить проблему по-хорошему". Не помогло. И она, отдавая отчёт в том, каковы риски, но и в то же время, сколько весит её слово, всё-таки вступилась за мужа. Молодец, что не бросила, не оставила в беде. Это благородный поступок.
Это важная история, когда несогласие с действиями государства выступает человек, обладающий безусловной, не вызывающей сомнения собственной репутацией и авторитетом. Показательна реакция провластных спикеров, как известных, так и простых платных патриотов. То, что практически все из них не смогли удержаться от хамства в ее адрес показательно, но это лишь очередной симптом распада политической коммуникации в стране. Интересно другое. Есть несколько типов риторических фигур, по отдельности или сразу используемых всей этой шоблой:
— никакой она не авторитет, вся ее слава в прошлом;
— не может претендовать на авторитет тот, кто не согласен с мнением высокого начальства;
— весь ее авторитет создан привилегированным доступом на ТВ, не было бы такого доступа, была бы никем и звали бы ее никак.
Идея независимого от власти, заработанного собственными талантом и трудом авторитета несовместима с лоялистским мышлением. В его системе координат такое просто невозможно: нет авторитетов, производных не от власти. Презрение к персональным репутациям обязательно выйдет всей этой братии боком. В критический момент не найдется тех, кто сумеет поддержать собственной независимой репутацией уже их самих.
>И поэтому только она смогла себе позволить открыто выступить с настолько диссонирующей оценкой.
Нифига себе, "только она"??? Ну хоть бы про своего однофамильца вспомнили?
PS Ну хоть про Макаревича вспомнили.
PPS Ах, и про Юру в статье упомянули. И как это тогда соотносится с "только она смогла себе позволить"?
Мы все время ищем какие-то события, какие-то триггеры вокруг, которые позволяют надеяться, что ну вот, наконец-то, пора затихнуть безумию. Черта с два. Путин и все пропутинское уже давно разбили зеркало морали. Если такое было.
Сейчас это абсолютное зло (это не значит, что остальные на его фоне белые и пушистые). И уж Пугачева точно не препятствие. Пути назад нет. Более того, уверен, из принимающих решения уже об этом пути никто и не думает.
Раз уж начали, то надо как-то закончить - вот ключевой тезис. Он позволяет отбросить все сомнения.
Надежда на здравый смысл и поиски чего-то разумного - бесплодны. Надеяться нужно, но не на то, что власть придержащие и тот самый человек увидят что-то в зеркале, чего бы видеть они не хотели, и ужаснутся. Надеяться стоит, как всегда, на то, что колесо истории само найдёт как и когда повернуться.
Путлер не абсолютное зло, власть его не абсолютная, и страх его реален, вот и мучается бедняжка сметет ли его волна народного гнева или нет, поэтому все время какие-то полумеры, "их там нет" и "ничего еще всерьез не начинали".