Оригинальное издание: ‘Konrad Morgen: The Conscience of a Nazi Judge’, by Herlinde Pauer-Studer and J. David Velleman (Palgrave Macmillan, 2015)
«Альпина нон фикшн» выпускает документальное историческое исследование «Конрад Морген. Совесть нацистского судьи». Авторы книги — Герлинде Пауэр-Штудер и Дж. Дэвид Веллеман — рассказывают малоизвестную историю представителя судебной системы СС, который столкнулся лицом к лицу с нацистской машиной массовых убийств и начал в меру своих возможностей бороться с ней.
Расследуя коррупционные преступления в концентрационных лагерях, эсэсовский судья Конрад Морген превысил полномочия и стал преследовать главных исполнителей гитлеровского «окончательного решения еврейского вопроса», выдвинув обвинения в убийстве против коменданта Бухенвальда и шефа гестапо Освенцима.
Из свидетельских показаний Моргена, данных в 1964 г., мы уже знаем, как он вышел на Освенцим. Таможенные инспекторы обнаружили слитки золота, которые были отправлены из Освенцима частному лицу, и заподозрили, что за этим стоит преступная деятельность. То, что в концентрационных лагерях у мертвых вырывали золотые зубы и отправляли их в Рейхсбанк, не было секретом, но, насколько Морген знал, это касалось узников, умерших от естественных причин или в результате законных казней. Однако, увидев, какого размера были конфискованные слитки, он пришел к выводу, что на их изготовление должны были пойти коронки и пломбы, изъятые у 50 000–100 000 человек, и это могло быть результатом только массового убийства. Поэтому Морген отправился в Освенцим — «этот малоизвестный Освенцим, который я с трудом нашел на карте», — где увидел газовые камеры и крематории.
Согласно этому рассказу, Морген ничего не знал об Освенциме, пока туда не приехал. Но на допросе 1946 г. он сообщал, что сначала послал в лагерь следственную комиссию и только после этого отправился туда сам. Таким образом, представление, которое складывается на основе его показаний 1964 г. о том, как он нашел Освенцим на карте и затем прибыл на станцию, еще не подозревая, куда именно попал, не может быть верным. Морген знал об Освенциме до того, как сошел с поезда.
Эта хронология может помочь объяснить несоответствия в показаниях Моргена во Франкфурте. Прежде всего Морген сообщил, что, начав свою экскурсию с платформы в Биркенау, он «спросил своего проводника, как это все происходит». Но что значит «это»? Как Морген мог знать, что «это» было «началом конца», прежде чем он увидел газовые камеры? Возможно, такое несоответствие объясняется тем, что он уже знал о них, когда приехал.