Журнал «Будущее» не популяризирует и не романтизирует фашизм.
Для Германа Геринга 31 августа 1939 года оказалось чрезвычайно насыщенным днем. Он занялся транспортировкой предметов искусств из имения Каринхалл, встретился с британским послом Невилом Гендерсоном и два часа рассказывал, как германское правительство мечтает установить дружественные отношения со всем миром. В том же разговоре министр авиации пригрозил собеседнику бомбардировками в случае, если Лондон поддержит Польшу, и даже пообещал лично направить самолет в сторону Англии. После таких заявлений предложение начать переговоры выглядело откровенно нелепо.
К тому времени и сам Геринг понимал, что избежать конфликта с Великобританией невозможно, но все равно держался самоуверенно и на публике не допускал ни малейшего проявления тревоги. Маска спала лишь вечером того же дня накануне начала Второй мировой войны, когда прославленный офицер приехал в Каринхалл и отправился на прогулку с женой Эммой.
«Когда муж вернулся домой, он выглядел так, словно был надломлен, — вспоминала она. — Он сел, обхватил голову руками и прошептал: «Я все перепробовал, абсолютно все! Но это совершилось. Мы начинаем войну. Она будет жестокой, намного более жестокой, чем это можно представить».
На следующий день место искреннего и напуганного человека снова занял манипулятор, фанфарон и циничный пропагандист. В разговоре с шведским предпринимателем Биргером Далерусом он рассказал о бессовестном нападении польских радикалов на немецкую радиостанцию в Глейвице, прекрасно зная, что на самом деле провокацию подготовили и исполнили его соотечественники — группа подготовленных агентов под командованием начальника гестапо и группенфюрера СС Рейнхарда Гейдриха.
На протяжении августа 1939-го Далерус по просьбе Геринга пытался разрядить обстановку в отношениях Германии и Великобритании: организовать переговоры, согласовать раздел Польши путем плебисцита «под международным контролем». Швед и немец разными способами старались предотвратить катастрофу мирового масштаба, которая обязательно случилась бы, если бы Великобритания вступилась за поляков и объявила войну рейху. Попытки осложнялись тем, что каждый раз, оказавшись на виду, Геринг надевал непроницаемую маску и с неиссякаемым патриотическим пафосом вещал о превосходстве Германии над любыми противниками.
В общении с женой или Далерусом он проявлял искренность и адекватно оценивал происходящее — как бы ни закончилась для его страны война против британцев, она точно обернется огромными потерями во всех сферах. Как только Геринга вызывал фюрер, он полностью преображался и как будто не допускал даже мысли о мирном урегулировании вопроса. Еще в 1938 году, когда речь зашла об аннексии Судет, ветеран Первой мировой четко осознавал возможные последствия и недостатки вермахта, но, как и другие приближенные к Гитлеру, ни за что не согласился бы предостеречь своего мессию и пророка от неадекватных решений.
«В ответе Геринга жене проявилось человеческое лицо солдата, который мыслил разумно, который познал ужасы войны, который желал бы вырастить дочку, которому хотелось бы мирно наслаждаться накопленными богатствами и который временами относился с жалостью к несчастьям соотечественников», — раскрыл другую ипостась высокопоставленного нациста французский историк Франсуа Керсоди.
Герман Геринг сочетал идеологическую преданность с прагматичностью бизнесмена, склонность к самолюбованию с неподдельным беспокойством о судьбе родины, непомерную страсть к роскоши и материальным благам с риторикой офицера и патриота. Специфические личные качества сделали его практически идеальным политиком для тоталитарного государства. За глаза над Герингом насмехались за лишний вес, психологические проблемы и напыщенность, но он, пожалуй, лучше любого другого нацистского руководителя знал, когда лучше проявить лояльность и поддержать фюрера, а когда — остаться на втором плане и сосредоточиться на личной выгоде.
Впрочем, даже такой относительно рациональный подход к жизни и карьере не спас коллекционера, военачальника и политика от самозабвенного падения в пропасть Второй мировой вслед за своим лидером. Как бы Геринг ни сокрушался о начале новой войны в разговорах с близкими и родными, на публике он оставался лакеем человека, подарившего ему смысл жизни после войны предыдущей. На его примере особенно интересно разобрать, что мотивирует слуг тиранов, как они приходят к своему статусу и почему почти никогда не останавливают хозяев, даже если обладают властью и влиянием.
Спасибо за статью! Ваше имя под текстом для меня всегда знак качества.
"Рейхсмаршал обладал неотъемлемой чертой политического деятеля при диктатуре: как бы высоко он ни поднимался, в общении с единственным начальником он по-прежнему оставался льстивым, подобострастным и угодливым прихвостнем без собственного мнения."
Универсальная формула, очевидно.
Очень актуальный в наши дни рассказ, спасибо.
Вася, спасибо за пост. Все те же вопросы теории управления, личной наживы и роли личности в истории.
Можно ли копировать некоторые статьи Republic в Facebook?
Спасибо, интересно!
Жалко, что не написали подробнее про младшего брата Германа Геринга Альберта, спасшего жизни многих евреев и бывшего, согласно семейной легенде ("offenes Geheimnis"), внебрачным сыном Германа фон Эпенштайна, еврея по происхождению и, следовательно, лишь сводным братом Германа Геринга.
Мы не баре, мы из Конотопа, Кологрива и Моршанска. :)
Разверните мысль, пожалуйста.
Надеюсь, классика советского кинематографа (как минимум, кинематографа) вам знакома.
«Журнал «Будущее» не популяризирует и не романтизирует фашизм»
.
Ну-ну… )))
Не очень понял смысла статьи… Автор хотел сказать, что неплохим парнем был этот Геринг, так что ли?
.
Для прямолинейных перефразирую комментарий: о чём статья-то?
В заголовке написано - о чём. Очень актуально
Ага, написано.... Следующее: ""Какими качествами нужно обладать, чтобы прислуживать диктатору. Случай Германа Геринга"
.
У Геринга были его "качества", у десятков других приближенных фюрера - иные. "Прислуживали" в итоге все, если я верно прочёл текст.
Чего актуального вы узнали об этих самых качествах из заголовка? Что надо смотреть диктатору в рот и не возражать? Велика новость.
Ничего актуального не вижу, если вы видите, поделитесь, пожалуйста. На мой взгляд, рассказана частная история нацистского бонзы, который был вроде неплохим парнем, особенно в молодости, но тщеславность подвела.
Я нахожу что статья как раз "популяризирует", несмотря на disclaimer. Не романтизирует, согласен, но романтику мы видимо скоро здесь увидим в статье про Эрнста Рёма.
"У Геринга были его "качества", у десятков других приближенных фюрера - иные". На основе чего сделан этот вывод, можно узнать? Просто прочитав немало литературы о ближайшем круге Гитлера и написанное самими участниками, мне такой вывод кажется малообоснованным, принципиальные харакеристики - весьма схожи.
О каком выводе речь? Что Геринг отличался от прочих нацбонз? Так это вроде красной строкой через весь текст статьи, например : «Парадоксальным образом именно исключительность Геринга делает его …».
Мой комментарий о том, что тема вынесенная в заголовок не раскрыта. Изо всех качеств я понял одно: смотреть фюреру в рот и не возражать. Ну так это при любой строгой иерархии: я начальник- ты дурак, ты начальник - я дурак.
А здесь просто рассказано, что вот был такой Геринг, любил пожить красиво. И что? В чем мораль-то сей басни?
Текст о том, как приближенные диктаторов сочетают амбиции, стремление к роскоши и жажду власти с робостью и готовностью пресмыкаться перед другим человеком. Это радикальный пример того, как одна личность воплощает в себе черты и господина, и слуги. В том или ином смысле это относится ко всем приближенным Гитлера, как раз независимо от личных качеств: и к идеологически верному Геббельсу, и к напыщенному Герингу, и к Шпееру, который позиционировал себя отстраненным интеллектуалом. Случай Геринга показался мне тем более примечательным, что он, пожалуй, больше любого другого нацистского руководителя был одержим славой, вел императорский образ жизни и возвысился до небес, но в то же время боялся фюрера, как двоечник строгого учителя. Тут нет никакого готового вывода – вы можете найти его для себя или не делать вовсе. Мне кажется, важно обсуждать механизмы работы тоталитарного аппарата, а взаимодействие лидера с ближним кругом – один из таких механизмов.
.
Почему вы решили, что в статье «популяризируется» фашизм, а Геринг представлен «неплохим парнем», ума не приложу, учитывая, что я постарался довольно подробно остановиться на всех негативных качествах и моментах биографии Геринга: от мании величия до заговоров против конкурентов, от разграбления музеев до уничтожения евреев и создания первых концлагерей. Если у вас при этом сложилось впечатление, что я как-то комплиментарно отзываюсь о Геринге, то это исключительно особенности вашей интерпретации. Другое дело, что даже в самых страшных преступниках нужно видеть людей, а не фантастических монстров.
А что если по той же причине, что БКП и КПСС в унисон запретили книгу Желева "Фашизм", где речь как раз шла об итальянском, германском и отчасти испанском вариантах?
Прочитав статью, я нашёл её комплиментарной по отношению к персонажу. Все его злодеяния упомянуты мимоходом, зато «человеческие» качества описаны детально.
Почему я так воспринял сказать сложно. Может это мой извращённый ум, а может вы так статью написали. Оставим на суд читателей.
Как этот анализ нацистского преступника натянуть на сегодняшний день… я лично затрудняюсь сделать какие-то выводы применительно к сегодняшним обитателям российского Олимпа, возможно недостаток воображения тому виной.
По поводу обвинений в комплиментарности – в вашей реакции мне видится некое морализаторство. Описание индивидуальных качеств и особенностей личности преступника никак не обеляет его и не отменяет его злодеяний. На мой взгляд, говорить об индивидуальных качествах и чертах характера важно – только так можно разобраться, что за человек действовал таким образом: санкционировал пытки и геноцид, устраивал политические провокации и репрессии. Можно точно так же проанализировать личности условных Теда Банди или Чикатило, не считая их хорошими людьми и не упуская из виду их кошмарные поступки. На таком подходе строится поведенческий анализ. Посвящать статью исключительно злодеяниям Геринга, не останавливаясь на его личности, было бы поверхностно. К тому же его «послужной список» и без меня описан в десятках текстов и книг. Сопоставлять такие данные с реальным человеком, его желаниями, особенностями и эмоциями намного интереснее.
Аналогии понятны с первых строк, просто неясно зачем сиськи мять и переизобретать Эзопов язык ради какого-то там Нарышкина.
Короче, много усилий с минимальным КПД.
Отличная статья, большое спасибо! Очень интересно!
Что случилось у Репаблик? Где новые статьи за сегодня? Я волнуюсь, все ли хорошо в редакции…
Главный редактор уехал из страны (в соцсетях Republic писал), думаю завтра-послезавтра всё нормализуется. Сам обновлял раз 30 сегодня главную страницу.
Больше таких лонгридов, очень интересно читать, спасибо.
Спасибо. Не мешало бы перечитать «Геббельс. Портрет на фоне дневника» Елены Ржевской, как раз в 2020 вышло наиболее полное издание. Ещё на Нетфликсе есть сериал Hitler’s Circle of Evil, доступный, но довольно информативный.
И вам спасибо! Согласен, сериал отличный. Особенно понравился один эксперт оттуда – британский историк Гай Уолтерс, который, кстати, активно пишет о происходящем сейчас в твиттер. У него есть несколько очень качественных исследований о нацистской Германии на разные темы – от политических интриг до берлинской Олимпиады. Но на русский они, к сожалению, не переведены, насколько я знаю.
Верно, это который Hunting Evil, тоже своевременная книга, как вдруг оказалось.
Спасибо, отличный текст!
Спасибо, что читаете!
Оружие критики не может, конечно, заменить критики оружием, материальная сила должна быть опрокинута материальной же силой, но теория становится материальной силой, как только она овладевает массами.(К.Маркс)
То есть рано или поздно до сознания масс на Западе дойдет, что пора вступать в бой. Вопрос лишь где эта точка?
Да, идиотов хватает в американском истэблишменте. Эти клоуны стараясь угодить своей публике, дают русским дипломатам повод говорить, что американцы угрожают.
Полезных идиотов среди путинферштееров еще больше.
Василий, спасибо. Очень интересно.
Спасибо вам! Рад, что текст понравился.