В издательстве «АСТ» вышла книга Алана Вайсмана «Земля без людей». Что будет, если человечество внезапно исчезнет с лица земли? Как быстро природа залечит нанесенные ей раны? Что будет с пустыми городами, мостами, туннелями, дорогами, зданиями и памятниками? Как долго смогут они сопротивляться силе стихий? Чтобы ответить на все эти вопросы, автор консультировался с учеными самых разных специальностей и собрал результаты этих бесед в оригинальную и откровенную книгу, гласит аннотация.

С любезного разрешения издательства публикуем главу «Куда мы идем?»

«Если люди исчезнут, — говорит орнитолог Стив Хилти, — по меньшей мере треть всех птиц на Земле этого даже не заметит».

Он говорит о тех из них, что не вылетают из изолированных джунглей бассейна Амазонки, или обширных терновых лесов Австралии, или облачных склонов Индонезии. Будут ли праздновать наш уход другие животные, которые не смогут не заметить отсутствия человека, — испуганные, загнанные и находящиеся под угрозой исчезновения снежные бараны и черные носороги, к примеру, — находится за пределами нашего понимания. Мы можем понять эмоции очень небольшого количества животных, в основном домашних, таких как собаки и лошади.

Им будет не хватать регулярной кормежки и несмотря на поводки и поводья, может, отдельных добрых хозяев. Те виды животных, которых мы считаем наиболее разумными, — дельфины, слоны, свиньи, попугаи и наши родственники, карликовые и обычные шимпанзе, — вряд ли будут по нам скучать. Несмотря на все наши усилия, иногда весьма значительные, по их защите все равно мы являемся основной угрозой.

Преимущественно нас будут оплакивать создания, которые в буквальном смысле слова не могут без нас жить, потому что они приспособились жить на нас: Pediculus humanus capitis и Pediculus humanus humanus — головная и платяная вошь соответственно. Последние настолько сильно приспособились, что зависят не только от нас, но и от нашей одежды — свойство, характерное лишь для этого вида, если не принимать в расчет дизайнеров одежды. Будут огорчены также клещи, такие крохотные, что сотни их обитают даже на наших ресницах, старательно подъедая омертвевшие клетки кожи, чтобы нас не засыпало перхотью.