Нынешний флаг России, когда-то, может, и воспринимался как знак возвращения на пути русской истории, как флаг борьбы с советской системой за свободу и демократию. Но довольно быстро оказался идеально безликим, стертым символом, неразличимым в ряду других (примерно 15 стран мира имеют похожие флаги), не способным никого ни воодушевить, ни объединить. Даже сторонников СВО и великого похода России против всего мира объединяет и воодушевляет не российский триколор, а буква Z. Российский флаг по сути дела является фейком национального института и именно этим идеально соответствует нынешнему режиму.
Но как же быть с русской историей, с исторической преемственностью? Можно ли так просто плюнуть на нее? Кстати, вот и повод разобраться с этой преемственностью, и вообще с историчностью нынешнего флага России. Просто чтобы понимать, о чем мы говорим. Если уж начали говорить.
Немного занудства или Спин-офф занимательных флагов с Шелдоном Купером
Начнем с того, что национальные флаги в их нынешнем виде и нынешней роли — очень позднее явление. Как и национальные государства (да и сами нации). Они появляются в самом конце XVIII века на волне Французской и Американской революций и постепенно формируются как необходимый атрибут нации и государства весь XIX век (забегая вперед, скажем, что Россия тут была совсем не в первых рядах).
Нет, всякие флаги существовали с самых древних времен, особенно на поле боя, где они выполняли множество всяких функций, от функции устрашения противника и воодушевления соратников и до функции сугубо тактической. Собственно, эта тактическая функция — поддержание структуры отдельных подразделений — и предопределила пестроту флагов на поле боя. Флаги чаще всего не объединяли войско как целое, а структурировали отдельные подразделения: показывали место ставки, направление движения атаки и все такое прочее. Конечно, играло роль и тщеславие вельмож, составлявших войско — все они выходили на бой под собственными знаменами, но за этим тщеславием все-таки стояла еще и прагматика боя.
А вот на море ситуация сложилась совсем другая. Средиземноморские торговые республики (Венеция, Генуя, Пиза) использовали на военных и торговых судах единые флаги. У Венеции — золотой лев на красном поле, у Генуи — крест Святого Георгия (красный крест на белом поле). Эти флаги наделяли отдельные корабли привилегиями и мощью всей республики. Где-то с XII века — во времена расцвета генуэзского могущества — английские корабли стали также использовать крест святого Георгия, чтобы получать генуэзские преференции. Постепенно этот флаг стал восприниматься как традиционный английский, и когда уже сама Англия стала важнейшей морской державой, эта традиция — флаг государства приписки, была подхвачена и другими морскими державами. В первую очередь, Голландией, которая во время борьбы за независимость с Испанией приняла флаг принца Оранского как государственный. В итоге к концу XVI века окончательно сформировалась традиция флагов на мачте или корме кораблей, обозначающих принадлежность к государству.
Так, собственно, и начала формироваться система национальных флагов, которые почти не имели значения на суше, но были важнейшим элементом мирового мореплавания. Впрочем, тут важно отметить, что кроме самой принадлежности к государству флаги обозначали торговое это судно или военное (а также часто и статус военного судна). То есть у каждой страны часто был не один морской флаг, а несколько разных: как минимум один военный и один торговый.