
Перевод с английского Заура Мамедьярова
Оригинальное издание: 'The Code Breaker: Jennifer Doudna, Gene Editing, and the Future of the Human Race', by Walter Isaacson (Simon & Shuster, 2021)
В издательстве Corpus вышла биография нобелевской лауреатки Дженнифер Даудны авторства небезызвестного Уолтера Айзексона (его перу принадлежат жизнеописания Стива Джобса, Эйнштейна, Леонардо да Винчи и др.).
«Взломавшая код. Дженнифер Даудна, редактирование генома и будущее человечества» рассказывает о том, как ученые начали революционный процесс, который позволит нам еще эффективнее бороться с болезнями, побеждать вирусы и растить более здоровое потомство. Инструмент для редактирования генома, разработанный Даудной и ее коллегами, CRISPR, уже применяется при лечении серповидноклеточной анемии, рака и слепоты.
Этот метод, позволяющий прицельно изменять ДНК живого организма, — очень рискованная технология, которую уже называют «самым опасным изобретением со времен атомной бомбы». С любезного разрешения издательства публикуем главу «Кому решать?», в которой автор поднимает важные этические вопросы применения «генетических ножниц».
Видео Национальной академии наук
Твит оказался провокационным, даже чуть более провокационным, чем задумывалось. В нем говорилось:
Мечтаешь стать сильнее? Или умнее? Мечтаешь о ребенке, который будет блистать в учебе или в спорте? Или о ребенке без наследственных #заболеваний? Может ли #РедактированиеГенома человека сделать возможным это и многое другое?
Так в октябре 2019 года обычно сдержанная Национальная академия наук США попыталась спровоцировать «широкую общественную дискуссию» о редактировании генома, о необходимости которой упоминалось на множестве тематических конференций. В твите была ссылка на тест и видео, в котором объяснялось, как происходит редактирование зародышевой линии.
Видео начиналось с того, что пять «обычных людей» наклеивали стикеры на схематический рисунок человеческого тела и представляли, какие бы изменения хотели внести в собственный геном. «Думаю, я хотел бы быть повыше», — сказал один. Другие желания были такими: «Я хотел бы изменить свою жировую массу», «Давайте предотвратим облысение», «Нужно избавиться от дислексии».
Даудна в этом видео объясняла, как работает CRISPR. Затем показывалось, как люди обсуждают возможность конструирования генома своих будущих детей. «Создать совершенного человека? — размышлял мужчина. — А ведь это здорово!» Другой отмечал: «Хочется, чтобы у твоего ребенка были лучшие качества». Женщина добавляла: «Если бы у меня была возможность выбрать лучшую ДНК для своего ребенка, я бы точно сделала его умным». Другие упоминали о своих проблемах со здоровьем, таких как дефицит внимания и высокое давление. «Я бы точно от этого избавился, — сказал один мужчина о своей болезни сердца. — Я не хочу, чтобы моим детям пришлось с этим жить»1.
Биоэтики в твиттере сразу взорвались негодованием. «Какая ошибка! — написал Пол Нёпфлер, исследователь рака и биоэтик из Калифорнийского университета в Дейвисе. — Кто в пресс-службе Национальной академии наук решил опубликовать этот нелепый твит и ссылку на страницу, где с возмутительным оптимизмом говорят о наследуемом редактировании генома человека и тривиализации идеи о создании дизайнерских детей?»
Твиттер, разумеется, не лучшая платформа для обсуждения биоэтики. Хорошо известно, что в любой дискуссии на онлайн-форумах уже через семь реплик находится человек, который во всем усматривает нацизм. В ветках обсуждения генной инженерии для этого хватало и трех реплик. «Мы до сих пор в Германии 1930‑х?» — написал один человек. Другой добавил: «Где можно почитать оригинал на немецком?»
Нужно учесть, что редкий ген отвечает исключительно за один признак, соответственно изменяя один единственный ген, можно изменить несколько признаков и далеко не все эти изменения будут желанными. Т.е. условно можно победить неизлечимую болезнь ценой того, что будет тот же самый IQ на 10 ниже. Если эта болезнь делает невозможной нормальную жизнь (или вызывает преждевременную смерть) - ответ будет ясным. У остальных ситуаций "все не так однозначно".
Смахивает на бред: следует окоротить генную инженерию ради сохранения природного разнообразия..
Может и медицину тогда окоротить - пусть природа все решает. Вообще, природе выгодно, чтобы индивиды жили покороче - будет быстрей естественный отбор.
Автору стоит пойти к родителям умирающего от редкого генетического заболевания ребенка и сказать им, что это все ради разнообразия и сострадания
Странно, что опять этика закрепляется за леваками, которые и продвигают генетическое неравенство. В некоторых прогрессивных штатах позволено грабить магазины до допустимого порога в 1000 долларов, но на практике пара-тройка небелого населения легко выносит айфонов на десятки тысяч - магазины и полиция не против, а белые покорно толпятся в очереди на кассу. Чем не замечательное обоснование в пользу редактирования генома теми, кто заказывает музыку? Леваки уже устранили верховенство права, дело осталось за малым - устранить здравый смысл. А там можно удариться в евгенику по полной программе, ведь основания для ее оправдания уже созданы.
То есть, будет меньше генетических заболеваний и этиков это расстраивает?