unsplash.com
«Навеселе. Как люди хотели устроить пьянку, а построили цивилизацию» канадского востоковеда и когнитивиста Эдварда Слингерленда (недавно вышла в издательстве «Альпина нон-фикшн») декларирует трезвость (уж простите за каламбур) в оценки влияния спиртного на жизнь отдельного взятого индивида и общества в целом. «Мозг можно обмануть, и этанол — один из самых простых способов сделать это, — пишет Слингерленд, — Хорошенько упоровшись, можно словить экстатическое переживание самозабвения и социальной общности. Об истории алкоголя и других одурманивающих веществ написано множество развлекательных книг, однако среди них пока нет ни одной, которая давала бы исчерпывающий и убедительный ответ на фундаментальный вопрос: почему мы в принципе хотим напиваться?». Книга при всей своей просветительско-сочувствующей тональности не лишена объективности, отмечая как некоторые позитивные последствия употребления алкоголя, так и вызываемые им многочисленные проблемы — к настоящему времени тщательно изученные и хорошо известные. В выбранной нами главе автор, однако, затрагивает менее очевидную тему, связанную со спиртным. А именно: творческого подъема в моменты опьянения, которые, как выясняется, взяты на вооружение даже крупными технологическими корпорациями в качестве стимуляторов необузданной креативности.