Аниматоры в исторических костюмах на Красной площади

Аниматоры в исторических костюмах на Красной площади

Komsomolskaya Pravda/Global Look Press

Придумать нацию сложно. Ценности и привычки, которые могут объединить миллионы людей на одной территории, созидаются десятилетиями. Я имею в виду не просто привычку жить вместе или схожие предрассудки, но общее восприятие прошлого, настоящего и будущего. Такую нацию пытается придумать и российская власть. Патриотизм, «традиционные ценности», единство, важность русского языка — устойчивые тропы государственной повестки. Мы так часто их слышим, что уже уверены: в них нет никакого смысла. Но дело в том, что такие идеологемы служат основой для официальных документов, инструкций для чиновничества разных рангов. А что, если попробовать реконструировать нацию на основе этих документов? Какой народ хочет себе российская власть?

«Многонациональный»

«На протяжении всей отечественной истории именно культура сохраняла, накапливала и передавала новым поколениям духовный опыт нации, обеспечивала единство многонационального народа России», — гласит концепция развития культуры от 2014 года. Что здесь интересного? «Многонациональность» — одна из важнейших черт российского народа, с точки зрения государства. Это слово повторяется из документа в документ, из речи в речь. Номинально признается, что в России есть не только русские, и вклад других народов не отрицается. Более того, упомянутая концепция развития культуры, подчеркивает, как важно сохранять их наследие наравне с русским.

Получается, что у нас все-таки есть некое множество культур и народов. Откуда же появляется тот самый российский «многонациональный»? Где место встречи разных взглядов на мир?