Владимир Путин за рулем Hyundai Solaris (2010 год)

Владимир Путин за рулем Hyundai Solaris (2010 год)

Alexader Nikolaev / Russian Look

Кому война, а кому — новые надежды. У российского бизнеса, во всяком случае у его части, надежды точно есть, если судить по апрельскому мониторингу бизнес-климата, который проводит Центробанк. Откуда столько оптимизма? Поговорили об этом с экономистом Николаем Кульбакой.

Банк России опубликовал очередной мониторинг предприятий — и приведенные данные, честно говоря, удивили. Оптимизм зашкаливает, индикатор бизнес-климата обновил максимум с июня 2013 года. Насколько этот оптимизм вам кажется искренним, а главное — оправданным?

— Я сейчас прилетел из Челябинска, где разговаривал с представителями предприятий. В целом у меня сложилось ощущение, что те предприятия, которые не являются очень крупными и не рискуют попасть под жесткий прессинг со стороны государства, в принципе адаптировались к ситуации и не видят серьезных угроз для себя в ближайшее время. Это не означает, что у всех все будет хорошо, это не означает, что хорошее будущее, в которое они верят, состоится, но это означает, что они готовились к худшему. Примерно то же самое было, наверное, в 2008 году, когда бизнес, вспоминая 1998 год, ожидал очень сильного шока, но все отделались легким испугом — они и нынешнюю ситуацию воспринимают ровно так. Это — во-первых.

Во-вторых — да, есть проблемы с поставками, с импортозамещением, с параллельным импортом. Все стало не лучше. Но существенно хуже также не стало: на каких-то рынках появились новые ниши, где-то ушли иностранные компании и стало возможным что-то делать самим. Да, хуже, да, может быть, менее качественно, но самим. Примерно такая адаптация идет.

Вот по поводу того, что появились ниши, хотелось бы поподробнее. Дело в том, что для бизнеса проблемы часто являются как раз возможностью. Уход иностранных конкурентов — да, это возможность. Но не переоценивает ли бизнес эти возможности в данных условиях? Так, согласно тому же мониторингу ЦБ, самые высокие ожидания у обрабатывающей промышленности, у сферы логистики и транспорта и, внимание, у сферы услуг. Про обрабатывающую промышленность и логистику с транспортом хотелось бы чуть позже поговорить, но вот сфера услуг-то с чего вдруг решила, что ей повезло?