Андрей Рублев. «Троица». (1411 год или 1425 —1427 годы).

Андрей Рублев. «Троица». (1411 год или 1425 —1427 годы).

Новость о «Троице» настолько меня потрясла, что я в нее просто не поверил. Полез — не без надежды — проверять: уж не копируют ли неискушенные коллеги материал информационного агентства «Панорама», специализирующегося на смешных фейках. Но нет, не смешной и не фейк. Не «Панорама», а Патриархия:

«В ответ на многочисленные просьбы православных верующих Президентом Российской Федерации В.В. Путиным принято решение о возвращении Русской Православной Церкви чудотворной иконы «Троица», написанной преподобным Андреем Рублевым.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла чудотворный образ будет выставлен для общенародного поклонения в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы в течение года, а затем займет историческое место в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры».

Наше все

И хочется что-то сказать — сквозь внятное и оскорбительное осознание собственного бессилия сказать — и не знаешь, с чего начать.

Ну, пожалуй, так: вы вообще в курсе, что поколения русских людей просто не знали, как выглядит рублевская «Троица»? Полутемный храм (Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры, хрупкий, изящнейший, прекрасный), драгоценный оклад… Под окладом, как выяснилось в ходе первой попытки реставрации в начале ХХ века, как минимум три слоя поновлений. То есть ничего от Рублева.

Троица. Икона в ризе (в «годуновском окладе»). Такой икону видели русские люди до 1904 года, когда были предприняты первые попытки ее реставрации.