Как правило, Google сначала создает отличный продукт, а затем начинает его монетизировать. Например, когда Google создал первый вариант своей поисковой машины, он никак не монетизировался. Впоследствии появилась модель поисковой и контекстной рекламы с использованием механизма онлайн-аукционов для рекламодателей, которая и по сей день приносит компании большую часть ее многомиллиардной прибыли. Однако интернет-бизнес основан на инвестициях, и правила инвестирования здесь те же, что и в любой другой высокотехнологичной сфере. Несмотря на знаменитый крах «доткомов» в начале 2000-х, несколько последних лет бурного экономического роста и наличие значительного количества свободных средств вкупе со стремительным ростом социальных сетей и других «социальных» веб-сервисов привели к тому, что многие проекты финансировались на основе мифического «показателя аудитории». Однако есть кардинальная разница между тем, чтобы вложить в проект 100 000 долларов, чтобы в перспективе через пару лет получать отдачу в размере 100 000 долларов в квартал, или вложить ту же сумму в проект, который принесет через те же два года 10 миллионов аудитории. В первом случае, перед нами понятная модель зарабатывания денег. Во втором, – только вопрос «А что нам теперь делать с этой аудиторией?» Недавно в одном из интервью меня спросили, как продать Google работающую идею монетизации социальных сетей. Если бы такая идея действительно работала, то ее создатель мог бы купить саму компанию Google. Проблема социальных сетей или других схожих проектов не в том, что аудиторию невозможно монетизировать – есть успешные примеры монетизации, например, нишевых «профессиональных» сетей, интересующих работодателей и соискателей. Есть и целый ряд возможностей монетизации в ведущих сетях вроде Facebook, MySpace, на портале YouTube и других. Проблема в том, что даже миллионы ваших потенциальных пользователей не могут служить для инвесторов достаточным обоснованием вложения денег. Представьте, что в ваш магазин ежедневно приходит тысяча покупателей, но не сделано ни одной покупки. Сможете ли вы в этом случае привлечь выгодное финансирование? Запустите ли вы вообще такой проект? Время веб-проектов «на продажу» большим игрокам заканчивается – в очередной раз. Создавая сегодня новый проект, нужно понимать, как он будет зарабатывать. Как именно? По большому счету, вариантов два. Это доходы от рекламы или электронная коммерция. И если вам кажется, что этого недостаточно, задайте себе вопрос – а так ли много ресурсов, на которых вы бы хотели и при этом могли разместить свою рекламу? Действительно ли вы можете заказать по Сети любой нужный вам продукт с гарантированной доставкой в течение пары дней и моментальной удобной формой оплаты? Или просто назовите 10 самых успешных российских интернет-ресурсов – все они работают в одной из двух моделей. Не надо питать иллюзий: несмотря на бурный рост и обороты в сотни миллионов, интернет-бизнес в России только в самом начале своего развития. И если у вас есть проект своего дела в интернете, отнеситесь к нему именно как к бизнесу – серьезно.