Perry van Duijnhoven via flickr.com / https://creativecommons.org/licenses/by/2.0/
В 1943 году Илья Кабаков, эвакуированный с мамой в Самарканд, держал экзамен в художественную школу при Ленинградской Академии художеств (эвакуированную туда же). Как многие его ровесники, нарисовал то ли танк, то ли самолет, но главное — поверх рисунка, по диагонали, из нижнего левого угла в правый верхний, подписался: КАБАКОВ. К чести экзаменаторов, они тут же приняли мальчика, который в девять лет проявил себя как законченный концептуалист.
Это воспоминание художника, переданное мне его второй женой, Викторией Мочаловой, многое объясняет в Кабакове, его визионерских устремлениях и открытиях — а он и был изобретателем, создававшим новые, невиданные прежде в СССР формы и жанры, иллюстрируя в своих альбомах жизнеописания вымышленных персонажей, превращая мусор в материал для искусства, конструируя тотальные инсталляции, которые зрители проживали, как собственную жизнь, глядя не извне, а изнури, как будто участвуя в происходящем. «Тотальная инсталляция в целом провоцирует персональное восприятие самой атмосферы, — объяснял мне Илья Иосифович в интервью лет 10 назад. — Человек заходит и неожиданно попадает в такую странную ситуацию, когда он сам становится героем этого романа».
Кабаков, начинавший когда-то с рисунков и живописи, но постепенно вышедший за границы плоскости, сочинял сценографию своих объемных произведений и прописывал их сценарий. Он был неисчерпаем в своем изобретательстве и в выборе тем — и всеяден по отношению к любому визуальному и невизуальному материалу. Для инсталляций годилось все, на что падал глаз, — картинки, рисунки, объекты, мусор, предметы быта. И тексты, которые непременно должны быть внутри — искусство Ильи Кабакова логоцентрично. В том детском рисунке фамилия была важнейшей его составляющей, и текст в его работах, где одни выдуманные персонажи комментируют других, вызывают ассоциации прежде всего со страницей Талмуда, где комментарии наслаиваются друг на друга, окружая основной текст.
Государственный Эрмитаж/ Илья и Эмилия Кабаковы/ artguide.ru
Свою первую инсталляцию — «Человека, улетевшего в космос из своей комнаты» (1985), сконструированную в мастерской на Сретенском бульваре, где собирался весь цвет неофициального отечественного искусства, автор всякий раз собирал заново, а после ухода друзей разбирал. Вы входите в эту комнату, украшавшую впоследствии все кабаковские ретроспективы, и видите странный механизм, с помощью которого обитатель ее вылетел из коммунального советского мирка, оставив в потолке дыру. Он долго готовил полет — на стенах, помимо старых советских плакатов, чертежи аппарата — и лелеял свою мечту: повесил на стену картину с ракетой, взлетающей с Красной площади. Нынче этот сюжет так ко времени.