Урна для голосования

Урна для голосования

Фото: wikipedia.org

Общественное движение в защиту прав избирателей «Голос» выпустило аналитический доклад «Правовые особенности выборов, назначенных на 10 сентября 2023 года: время неуверенных». Авторы говорят о сильных сомнениях кураторов российских выборов в том, что они могут получить желаемые результаты, даже с учетом того колоссального арсенала инструментов по контролю за волеизъявлением избирателей, который власти старательно наращивали последние два десятилетия, в эпоху Владимира Путина. Чтобы обезопасить себя, власти еще больше ужесточили законодательство. В результате снижены стандарты проведения выборов, созданы дополнительные преимущества для системных партий-лидеров, усилена роль административного ресурса и снижена возможность независимого контроля за честностью голосования и подведения итогов. Кроме того, открыто дискриминируются граждане, чья публичная позиция не нравится властям. Republic пересказывает ключевые выводы доклада.

Изменения федерального избирательного законодательства

С июня 2022 года по май 2023-го было принято шесть федеральных законов, которые внесли изменения в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Из них выделяются два. Первый — №498-ФЗ от 5 декабря 2022 года, который стал следствием появления в законодательстве термина «иностранный агент». Этот закон предусматривает, что лицам, включенным в реестр «иностранных агентов», запрещено быть членами избирательных комиссий с правом решающего и совещательного голоса. Это противоречит Основному закону страны, указывают в «Голосе».

«Первое — это дополнительное ограничение прав таких лиц. В свое время Конституционный суд России мотивировал конституционность закона об иностранных агентах тем, что он якобы не ущемляет права тех, кто внесен в реестр. Во-вторых, это дополнительное снижение возможностей для общественного контроля за проведением выборов. Конституционный суд России также указывал, что право граждан на участие в управлении государством не исчерпывается обеспечением лишь самого по себе свободного участия в голосовании, но включает в себя и право на контроль — это фактически часть активного избирательного права», — поясняют авторы.

Еще один закон, на который они обращают внимание, — №184-ФЗ от 29 мая 2023 года. Им были внесены самые существенные изменения в избирательное законодательство, которые можно разделить на пять групп. Первая: на территориях, где введено военное положение, ЦИК России может разрешить проводить выборы на основании предложения главы региона. Раньше такое было невозможно — правовой режим военного положения признавался несовместимым с проведением выборов или референдумов.