В издательстве «Новое литературное обозрение» вышла книга «Крепость темная и суровая. Советский тыл в годы Второй мировой войны».

Под историей Великой Отечественной войны обычно понимают историю боевых действий и подвигов солдат, сражавшихся на фронте. Однако одним из важнейших факторов, позволивших Красной армии сдержать наступление немецких войск и перейти в контрнаступление, были усилия многих людей и прежде всего женщин, подростков и пожилых людей, находившихся в те годы в тылу.

Историки Венди Голдман и Дональд Фильцер в своей книге исследуют тотальную войну за линией фронта. Как государству удалось мобилизовать за столь короткий срок все свои ресурсы, включая труд? Какую роль в жизни тыла играли коррупция чиновников и черный рынок? Как людям удавалось пережить чудовищные лишения — голод, тяжелый труд и вспышки эпидемий?

Опираясь на обширный корпус недавно обнародованных архивных документов, авторы рассматривают взаимоотношения, которые сложились между советским государством и обществом в этот драматический период — от немецкого вторжения, начала массовой эвакуации и до восстановления страны.

К началу 1944 года все отрасли, не работавшие непосредственно на оборону, лишились работников, в том числе резервов, состоявших из матерей, подростков, людей с физическими или умственными расстройствами и стариков как в городах, так и в сельской местности. Хотя на промышленные предприятия можно было мобилизовать больше колхозниц и пожилых крестьян, дальнейшие потери лишили бы колхозы последних работников и поставили бы и так недоедающих наемных рабочих на грань голодной смерти. Происходящее служило как нельзя более наглядной иллюстрацией марксистского принципа: стоимость создается трудом. Но в разгар войны подтверждение отвлеченных теоретических постулатов их идеологии едва ли сильно утешало советских руководителей. Неудивительно, что попытки улучшить способы ведения отчетности не слишком повлияли на задержки и недоборы, сохранившиеся и в 1944 году.