
Художественный руководитель Московского губернского театра Сергей Безруков на открытии сезона 2023/2024
Ekaterina Tsvetkova/Global Look Press
Жил-был актер Виталий Безруков (да и сейчас живет, дай бог ему здоровья). Работал во МХАТе, в Театре им. Пушкина, в Театре Сатиры. И была у него «одна, но пламенная страсть» — Сергей Есенин. С младых ногтей мечтал его сыграть. Один раз сыграл — в фильме-опере «Анна Снегина». С белокурыми кудрями он очень похож на Есенина, что, видимо, укрепило его страсть. «Анны Снегиной» ему было мало, он хотел еще, но еще не получалось. Тогда Виталий Безруков сделал ставку на сына, которого в честь любимого поэта назвал Сергеем.
Сережа рос, участвовал в самодеятельности, рано постановил для себя стать актером. И стал. Закончил Школу-студию МХАТ и сразу попал в Театр-студию Олега Табакова. Табаков прочил юноше больше будущее и ковать его начал сам и сразу. «Он словно проглотил атом солнца», — сказал как-то про Сергея Олег Павлович. Безрукова потом долго называли «солнечным мальчиком». Вообще Сергей начал баснословно удачно. Просто-таки звездно. Уже в 22 года, в 1995 году, он сыграл Есенина в спектакле Театра им. Ермоловой «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?» Это была без преувеличения выдающаяся роль. Его Есенин, трагически нелепый, жил на последнем дыхании, словно каждую секунду чувствовал скорую веревку на горле. Следующие его Есенины будут уже совсем другими…
Есенин стал для Безрукова подарком и проклятием. Подарком — потому что роль стала звездным часом, ее оценили аж Государственной премией, на спектакль ломились, и образ великого и ужасного поэта был препарирован Безруковым с поразительной для 22-летнего юноши дотошностью и мощью. Проклятием — потому что Безруков-старший не хотел останавливаться. Сын, конечно, сыграл кумира, и сыграл отлично, но папа тут никаким боком. А ему так хотелось — причем не боком, а анфас, чтобы было видно и слышно. Задумано — сделано.
Безруков-папа написал роман «Есенин» и каким-то образом протолкнул его на Первый канал. Вместе с хорошим сценаристом Владимиром Валуцким он числится автором сценария. И сын — в главной роли. Мечты сбываются. Только для сына эта роль стала началом конца.
Сергей Безруков в образе Сергея Есенина, начало 2000-х
Vladimir Myshkin/Russian Look
Летом 2022-го, в разгар Войны, Безруков открыл в Ростове театральные курсы для ватной молодёжи из ЛДНР.
Там "талантливая молодёжь из Донбасса" начала подвергаться самому настоящему террору и издевательствам, когда "курсам" посвящалось по 16 часов в сутки, была вменена обязанность принудительного посещения ВСЕХ репетиций и выставок, и лишения возможности просто пожрать.
И главное - запрет иметь собственное мнение!
Это, согласно высказыванию самого Безрукова, должно было научить уметь подчинить личность актёрскому образу.
"Курсанты" массово заболели гастритом и неврозом.
Видимо, именно так Табаков самого Безрукова и пествовал.
В общем, сформировался просто психопат и нарцисс первой гильдии.
И понесло "Иешуа-Пушкина-Есенина" по полной.
https://i.obozrevatel.com/gallery/2013/10/18/722515.jpg
Как говорится: Не так страшно умереть, как то, что после смерти тебя сыграет Безруков.
Вряд ли он удостоится в истории даже позиции Лени Рифеншталь.
Сама пьеса Шеффера - она про Сальери на фоне Моцарта.
Я помню его ещё по началу 90-х. Молодой, озорной, лёгкий... на телевидении прекрасные миниатюры с Угольниковым...даже слишком лёгкий.
Было даже опасение, что поскольку ему всё даётся так легко и непринужденно, он начнёт скользить по поверхности.
Такой, актер представления, а не переживания.
Так и появился первый Есенин...
То есть, это была роль, что называется, "на сопротивление".
"На сопротивление", один раз, в одной роли, такое, обычно, удаётся.
Но, только один раз.
Сергей Безруков - прекрасный ХАРАКТЕРНЫЙ актер, а его втиснули в личину СОЦИАЛЬНОГО ГЕРОЯ.
Если поначалу, за счет юношеского гормонального драйва, ему и это удавалось, то стукнуло 30, юность ушла, а вместе с нею и драйв...
У характерного актера, к сожалению, на театре, не самое престижное положение.
И роли не те, и зарплата не та, и слава - не та.
Видимо эту русскую театральную аксиому и объяснил отец сыну на своём собственном примере.
И постарался втиснуть сына в прокрустово ложе героя СОЦИАЛЬНОГО.
Но СОЦИАЛЬНЫЙ ГЕРОЙ, это совершенно другие свойства темперамента.
Другие.
У Сергея Безрукова таких свойств нет.
И фактуры у него такой нет.
В кино, за счет подбора партнера, точки съемки, можно невысокого актера сделать "высоким" и "фактурным".
Но если нет мощи темперамента, то её нет.
И никаким светом и монтажом её не создашь.
Каким разным, и лёгким, и хулиганистым был его Учитель Олег Табаков.
Какая у него была роль буфетчицы Клавы в спектакле "Современника" "Всегда в продаже".
Вот роль для Сергея Безрукова.
Вот таким, самим собой, прежним, видел Табаков Безрукова - солнечным мальчиком.
Может быть, Олег Павлович и не ошибся, но эпоха сменилась.
Сергей Безруков, как и его герой из "Бригады" и с собой, и с новой эпохой - договорился.
И всё у него сейчас есть - и свой театр, и свои роли, и своя семья, и свои дети...
Только нас, видевших его потенциал, всё это почему-то не радует.
Но, может быть, мы что-то путаем.
Может быть, это не его, это наши проблемы...
Написано с «душой». Спасибо за эссе.
Может еще исправится?
Всё так - и отсутствие вкуса, и неразборчивость при выборе ролей, и слишком много этих ролей. Вот только попробуйте назвать хотя бы один фильм, из всех, что вышли за 30 лет без участия этого актера, которые смогли бы сделать Безрукова настоящей, а не игрушечной, звездой.
Или так - какой фильм сделал кого-нибудь из актрис/актеров за всё это время настоящим властителем дум, безоговорочной киноиконой, признанным мастером экрана?
Винить киноактеров за отсутствие гениальности в отсутствие гениального кинематографа - как-то неспортивно.
Да, во многом дело в сценариях, которые сейчас пишут люди без всякого таланта к этому. Посмотрите только на эти сериалы 1 канала! Или на эти байопики. "Великие" сценаристы- графоманы строчат их без остановки. А почему их принимают? Потому что за свою стряпню они много не просят, и остальное можно славно распилить между продюсером и его какой- нибудь очередной женой актрисой. При таком состоянии кинематографа жалко талантливых актеров.
Кажется Гафт в шутку опасался, что после смерти его сыграет Безруков
Спасибо!
Пьеса Шеффера, не Шеффилда
Конечно. Досадная описка, спасибо.
Блестящий текст. Было большим удовольствием читать эту статью.