worldpressphoto.org
«20 дней в Мариуполе» — фильм-боль, фильм-отчаяние, фильм-безнадежность. Украинский военный корреспондент, режиссер, фотограф Мстислав Чернов вместе с фотографом Евгением Малолеткой и продюсером Василисой Степаненко стали последними журналистами, покинувшими осажденный, а потом и захваченный российскими войсками Мариуполь. Двадцать дней в феврале и марте 2022 года Чернов снимал город, людей, обстрелы, смерти. Кадры, впоследствии собранные в фильм, обошли все мировые СМИ, став свидетельством учиненного Россией злодейства.
Полтора часа идет фильм. Полтора часа за кадром монотонно звучит голос Чернова, по-английски комментирующий происходящее. Голос старается быть беспристрастным. У него получается — профессионал все-таки. Чернов понимает, что его фильм — в общем-то и не фильм даже, не художественное произведение, но документ. И соблюдает главное правило репортера — не лезть со своей аналитикой и со своими эмоциями. Соединение невероятного по силе экспрессии материала и его на первый взгляд беспристрастного комментария дает громоподобный эффект.
Перечитала написанное и поняла: как все это неважно, как неуместны все слова, особенно из России, из Москвы, из целехонькой квартиры, где есть тепло, свет, продукты в холодильнике. И все живы. И писать нельзя, и не писать нельзя. И то, и другое по одной причине: стыдно. Стыдно за то, что допустили, за то, что оказались слабаками, зарывшимися в свои дела — семьи, работу, иногда — вегетарианские разрешенные митинги, такие успокаивающие, седативные. Вроде как и поборолись, да ничего не вышло. Удобно. Пока утешали себя согласованными акциями — готовилось одно из самых страшных преступлений ХХ века. Его мы и видим на экране в фильме «20 дней в Мариуполе».