Фото: Anton Belitsky / Global Look Press
В 2022 году Русская православная церковь поддержала полномасштабное вторжение России в Украину. Патриарх Кирилл в своих проповедях оправдывает войну и обещает российским солдатам отпущение грехов. Священнослужители, которые отказываются поддерживать политику РПЦ, подвергаются репрессиям. В этой ситуации как духовенство РПЦ, так и прихожане оказываются перед непростым выбором — стоит ли идти в Церковь, где приветствуется поддержка войны и наказывается желание остановить кровопролитие. Фарида Курбангалеева поговорила об этом с богословом Андреем Кураевым, который занимает антивоенную позицию и весной 2023 года был лишен сана.
«Весьма вероятно, что Церковь управляется в режиме истеричного каприза»
— Конечно, первым делом не могу не спросить о вашем отношении к лишению сана отца Алексея Уминского. Что вы думаете об этом решении?
— Думаю много чего. В основном нецензурно. Во-первых, чем больше такого рода откровенно несправедливых наказаний выносит патриарший суд, тем больше дискредитируются аналогичные его вердикты предыдущих лет. В том числе и то, что касается отлучения от церкви отцов Украинской автокефалии 30 лет назад (в 1997 году Архиерейский собор РПЦ предал анафеме патриарха Киевского и всея Руси-Украины Филарета. — Republic). То есть чем дурнее выглядит некий декларативный суд, тем больше дискредитируется правитель и тем более разумными кажутся его критики, с которыми вчера, казалось, совершенно невозможно было соглашаться. Простейший пример: смотрите, как сегодня реально растет авторитет Новодворской, которая в последние годы жизни казалась сумасшедшей старухой. А сегодня все выглядит совсем иначе.
Во-вторых, понятно, что церковного суда у нас в Русской православной церкви в принципе не существует и никогда не было. У Лескова есть рассказ «Владычный суд» — вот это вернее. Эти судьи, во-первых, назначены в состав суда указом городского епископа. Во-вторых, епископ — их работодатель. То есть они имеют приходы и источники доходов тоже благодаря доброму отношению к ним епископа. Церковный суд принимает к рассмотрению дела только по указу епископа. И утверждает приговор тоже епископ. И бюджет суда, естественно, тоже идет из бюджета епархии. Ну какая тут независимость суда? Ее нет.
В-третьих, не существует никакого процессуального кодекса, который регламентировал бы деятельность этого суда. Вплоть до того, что обвиняемому не сообщается, в чем его будут обвинять. То есть вызывая человека в суд, ему не дают возможности ознакомиться с обвинениями, а тем более с материалами делу.