Кадр из фильма Оксаны Карпович Intercepted

Кадр из фильма Оксаны Карпович Intercepted

lightdox.com

Слегка увядший за последние несколько лет Берлинале в этом году даже не сумел толком подтвердить свою репутацию самого политизированного кинофестиваля. То, за что его еще недавно охотно ругали, должно бы стать поводом для похвал — вы ведь теперь довольны? — но нет. Оказалось, что и скукожившаяся вдруг политизированность не по нраву очень и очень многим участникам и гостям. Что имеем — не храним…

Некоторые критики в специализированных изданиях отметили, что израильская тема на Берлинале не представлена вообще никак. За весь Израиль поручено отдуваться Амосу Гитаи, израильскому режиссеру, чей фильм «Шикун» представлен во внеконкурсной программе «Berlinale Special». Правда, к войне фильм никакого отношения не имеет, и отсутствие военной тематики — в любом виде — на Берлинале тоже можно считать своего рода демаршем. Тихим, но уверенным.

В этом году в Берлине три украинских картины, об одной из них, «Редакция» Романа Бондарчука мы уже рассказывали. Другой фильм, документальный — «Мирных людей» («Intercepted», букв. — «Перехваченное») Оксаны Карпович, — показали в программе Forum, в котором традиционно представлены дебюты, а также экспериментальное молодое кино. Об этом фильме, пожалуй, стоит немного рассказать отдельно.

Кадр из фильма Оксаны Карпович Intercepted

lightdox.com

Полтора часа экранного времени на экране — разрушенные украинские города, сёла, дома. Редкие мирные жители, пытающиеся привести в относительный порядок свои полууничтоженные жилища. Лагерь военнопленных, населенный вчерашними бойкими борцами с украинским «нацизмом» — кто без руки, кто без ноги, на костылях, притихшие, потухшие. За кадром — голоса.

Российские солдаты звонят из Украины домой — маме, жене, девушке. Это перехваченные разговоры, из которых постепенно, мозаикой выкладывается общая картина состояния мозгов одной седьмой части суши.