
В издательстве «Бомбора» выходит книга Льва Симкина «Мост через реку Сан. Холокост: пропущенная страница».
Гарри Трумэн узнал о сути Манхэттенского проекта только после смерти президента Рузвельта. «Мы разработали самое ужасное оружие в истории человечества», — написал Трумэн в своем дневнике 16 июля 1945 года, как только ему сообщили о проведенных в Нью-Мексико успешных испытаниях первой в мире атомной бомбы. Два дня спустя, в день открытия Потсдамской конференции, он решил огорошить этой новостью Сталина и гордо поведал ему о создании нового оружия «необыкновенной разрушительной силы». Но тот остался невозмутим. Присутствовавший при этом Уинстон Черчилль решил, что Сталин ничего не понял из сказанного. Он заблуждался. Обо всех параметрах взрывного устройства и даже о предполагаемой дате американского испытания нью-йоркская резидентура НКВД сообщила в Москву за две недели до самого события.
Участвовавший в конференции Георгий Жуков вспоминал, что Сталин в его присутствии рассказал об этом разговоре Молотову и добавил: «Надо будет переговорить с Курчатовым об ускорении нашей работы». «Я понял, — пишет Маршал Победы, — что речь шла об атомной бомбе. В. М. Молотов тут же сказал: „Цену себе набивают». И. В. Сталин рассмеялся: „Пусть набивают…«».
Осталось не вполне понятно, в чём суть "до сих пор ведущихся споров", упомянутых в заголовке. В том, что одна сторона приводит рациональные аргументы, а другая повторяет тезисы советской пропаганды?
Япония вела войну с жестокостью, которая не уступала жестокости гитлеровских солдат, а, зачастую, превосходила её. В Китае японцы убили не менее 8 миллионов мирных жителей, в Индонезии - примерно 4 (12% населения) и т.д. Жестокость солдат росла по мере того, как всё чаще японцы терпели неудачи, зло вымещали на крестьянах. В 1945 году каждый месяц войны - это гибель примерно 300 тысяч мирных жителей оккупированных Японией стран. Если принять, что использование ядерного оружие приблизило конец войны на пол года, это уже два миллиона спасённых жизней. Плюс жертвы среди солдат.
Япония согласилась принять требования Потсдамской Декларации в ночь с 9-го на 10-е августа, спустя примерно 17 часов после ядерной бомбардировки Нагасаки.
В 2 часа ночи 10 августа (в Европе ещё было 9-ое) Император Японии Хирохито принял премьера Судзуки и руководителя Тайного совета страны Хиранума. После обсуждения ситуации Император произнёс: «Я глотаю слёзы и повелеваю принять декларацию союзников». Спустя несколько часов Премьер Судзуки через Швейцарию направил телеграммы правительствам США, Великобритании, СССР, а также Китая о принятии Потсдамской Декларации.
Попытка военного переворота, о которой упоминается в очерке, была до того, как состоялась запись обращения Императора к подданным - в ночь с 13-го на 14-ое. Главарь путчистов - майор Кэндзи Хатанака покончил с собой (застрелился) в 10 часов утра 15-го августа, ещё до того, как было передано обращение Императора. К этому моменту вызванная для подавления путча Особая Восточная гвардейская бригада полностью взяла под контроль ситуацию в городе.
Сахаров в 1945 году работал на Ташкентском заводе наркомата боеприпасов. В аспирантуру он поступит год спустя, в 1946 году.
По биографии Сахарова есть небольшие расхождения, но в целом информация следующая: в 1938 году поступил на физический факультет Московского государственного университета. В 1942 году, находясь в эвакуации в Ашхабаде (Туркмения), с отличием окончил МГУ. Сахаров был распределен в распоряжение Наркомата вооружений, затем направлен на военный завод в Ульяновск, где работал инженером-изобретателем и стал автором ряда изобретений в области методов контроля продукции.
В конце 1944 года Андрей Сахаров поступил в заочную аспирантуру Физического института АН СССР имени П.Н. Лебедева (ФИАН), в начале 1945 года был переведен в очную аспирантуру.
Этот комментарий должен собрать больше лайков чем статья