tabakov.ru
В конце прошлой недели стало известно, что три лояльных власти столичных режиссера — Евгений Герасимов, Владимир Машков и Константин Богомолов получили в управление в дополнение к своим театрам еще по одному. Глава московского Департамента культуры Алексей Фурсин аргументировал перестановки тем, что указанные деятели «…уже продемонстрировали свою профессиональную состоятельность в руководстве крупными театрами. Мы доверяем управление известными, значимыми для Москвы театрами людям, которые уже показали себя как успешные руководители и творческие лидеры».
К «успешным» чиновник забыл добавить слово «надежные». Явно имел его в виду, выбирая, по Хармсу, театр, от которого тошнит.
Лидеры и Станиславский
Рассмотрим каждого назначенца персонально. Евгений Герасимов, прославившийся более как чиновник, чем как актер — чины, звания и длинный список государственных наград, включая недавний Орден Александра Невского, ему обеспечило членство в «Единой России»: Герасимов много лет член президиума политсовета Московского городского регионального объединения (МГРО) «ЕдРа». Он также депутат пяти созывов Мосгордумы, где возглавляет Комиссию по культуре и массовым коммуникациям, и худрук мало кем посещаемого Театра на Малой Ордынке (бывшего Театра Луны, что не делает информацию более осмысленной), а с 7 июня сего года — и Московского Театра Сатиры, где занял кресло экс-худрука Сергея Газарова (тот занимал пост с 2021 года, когда от руководства театром отказался Александр Ширвиндт, и отметился присоединением к Театру Сатиры бывшего Театра Армена Джигарханяна). Возможно, депутату просто потребовалось более респектабельное место. Театр Сатиры как раз отмечает 100-летие в этом году и успеет оценить подарок.
Владимир Машков, в свою очередь, добавил к руководству «Табакеркой» (Московским театром Олега Табакова), чей фасад он украсил гигантской буквой «Z», должность директора «Современника». «Вовремя предать — это не предать а предвидеть», — как говорил в «Гараже» герой Гафта. В июне 2022 года с поста главного режиссера «Современника» был уволен Виктор Рыжаков (одновременно было уволено руководство Гоголь-центра и «Школы современной пьесы»), театр возглавлял директор Юрий Кравец, а вопросы творческого характера решал худсовет. Теперь все будет подчинено Машкову, который, по его словам, станет «развивать направление русского психологического театра». Когда нечего сказать, хватаются за Станиславского.
Наш третий герой, худрук Театра на Малой Бронной Константин Богомолов, возглавляет отныне и Театр Романа Виктюка, остававшийся без начальства с апреля 2022 года, когда написал заявление об уходе режиссер Денис Азаров. Возглавив театр в декабре 2020-го после смерти его основателя, Азаров в марте 2022-го подписал письмо против войны в Украине и стал тут же персоной нон грата. Богомолов, единственный из вышеназванной троицы реально активно действующий режиссер, обещает превратить Театр Виктюка «в точку притяжения для москвичей и гостей столицы» — и возможно, преуспеет, тем более что осиротевший театр обладает уникальным зданием: качественно отреставрированный ДК им. И.М. Русакова на Стромынке, где он располагается, построен Константином Мельниковым и справедливо считается одним из главных памятников архитектурного авангарда.
Стоит однако вспомнить, что Театр Виктюка, начинался в 1991 году, как частная антреприза, двумя блестящими постановками — «Служанками» и «М. Баттерфляй»: в условиях нынешней идеологической диктатуры, отметающей все виды нетрадиционной любви, оба спектакля по определению были бы невозможны. Тогда на них ломилась публика — теперь, кажется, публике не до того.
https://www.youtube.com/watch?v=z0mjtsF6a7M
Вот так же Валерий Гергиев добавил полгода назад к руководству Мариинским театром руководство Большим. Тогда это воспринималось как ноу-хау, теперь же совместительство стало мейнстримом: каждому худруку — по второму театру! В этом явлении можно при желании обнаружить и позитивный тренд, ведь театр в глазах власти — это буквально театр военных действий, идеологический фронт. Доверить руководство фронтом абы кому нельзя, а по-настоящему верных (лояльных) мало, на все театры не хватит. Это ли не хорошая новость?
Другая радостная тенденция состоит в том, что кино больше не важнейшее из искусств. Потому что свежие творения отечественных кинорежиссеров, в массе своей прославляющих войну, настолько, по отзывам профессионалов, безнадежны, что собирают в прокате абсолютный минимум зрителей и средств. Никого не заставишь на эти фильмы идти, тем более добровольно смотреть в интернете, где все равно побеждает Netflix.
Другое дело театр, где существуют разные спектакли и возможны варианты — главное, чтобы не было в афише запретных имен.
Театр же дает и повод для масштабных воспитательно-репрессивных кампаний, до которых мы еще дойдем. Но сначала остановимся на евреях.